Полвека Мастерства

В минувшую пятницу в Театре казахской драмы имени Ауээова состоялся творческий вечер бенефис, посвященный 70-летию заслуженной артистки Казахстана Газизы Абдинабиевой.

На встречу с любимицей публики пришли ее родные, близкие, друзья, коллеги. Среди гостей праздника была и корреспондент «Комсомолки».

Искусству Мельпомены известная актриса посвятила ровно 50 лет. С тех самых пор, как студенткой второго курса актерского отделения Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Газиза Абдинабиева начала появляться в массовке разных спектаклей республиканского ТЮЗа, а через год уже играла и главные роли. За четверть века на его сцене Абдинабиевой было создано немало ярких образов отечественной и мировой драматургии.

Но в 1993 году Газиза апай бесстрашно совершает крутой вираж в своей творческой биографии, перейдя в новый коллектив - труппу легендарного театра драмы им. Ауэзова. Здесь актриса тоже служит уже 25 лет. Поэтому и свой бенефис отмечала на прославленных подмостках, ставших ей давно родными. На сцену в красивом национальном наряде юбилярша вышла не из-за кулис, а прямо из зала, начав монолог о своем пути в искусстве. Она с трепетом рассказывала о своей любви к театру, о людях, которые помогали ее творческому становлению, о замечательных режиссерах и партнерах, с которыми ей довелось работать.

С особенной нежностью актриса говорила о своем кумире - народной артистке СССР Сабире Майкановой, которую называет своим ангелом хранителем и наставницей. Не зря же сценический костюм великой актрисы, как и гримерный столик самой Газизы апай, были главными атрибутами, украшавшими сценическую площадку юбилея. Виновница торжества благодарила Всевышнего за то, что после ухода на пенсию Майкановой ее роли в спектаклях «Карагоз» и «Восхождение на Фудзияму» достались именно Абдинабиевой, а платья и обувь даже не пришлось перешивать или докупать: они и новой исполнительнице пришлись впору.

На еще две памятные вещи обратила внимание зрителей Газиза апай: головные уборы. Одну шапочку, сшитую руками ее мамы, она хранит, как оберег. А вторую - с изящными перышками - актриса подарила своей долгожданной внучке. Вообще-то у Абдинабиевой есть еще и три внука: двое от старшего сына Ерлана, один - от младшего Аяна. Горячими аплодисментами встретили зрители появление на сцене большой дружной семьи известной артистки: мужа, сыновей, снох и двух взрослеющих внуков. К слову, 19 мая исполнилось 45 лет совместной жизни Газизы апай и Нургали Оспанова!

Семья и профессиональная деятельность всегда были и остаются для актрисы самыми важными составляющими ее жизни. Она по сей день играет на сцене и снимается в сериалах. Именно экранные роли принесли Газизе Абдинабиевой огромную популярность у казахстанского зрителя. Долгое время актрису так и звали именами ее самых известных героинь: тети Розы из сериала «Перекресток» и Марго из «Саранчи». Поэтому не случайно в юбилейную - кинонарезку, которую увидела публика в театре, вошли кадры из этих лент.

Много теплых слов услышала Газиза апай и в свой адрес. В тот замечательный пятничный вечер, естественно, юбилярше дарили цветы и подарки: картину с ее портретом, меховую горжетку, золотой браслет. Коллеги по театру вдохновенно выступали с яркими номерами, посвящая заслуженной артистке проникновенные песни и танцы, а под цыганские ритмы Газиза апай и сама не удержалась - закружилась в финале с молодежью!

На высокой ноте

Сегодня кажется странным, но в драматические актрисы девушка идти вовсе не собиралась. Сколько себя помнит - Газиза всегда пела. Мама рассказывала, как малышкой, еще не умевшей говорить, она, словно домбру, брала в руки палку, бегала вокруг юрты и что-то бессвязно улюлюкала. Жили Абдинабиевы в ауле Тартогай Кызылординской области.

- Родители поженились еще перед войной. Мама была беременна первой дочкой, когда отец ушел на фронт, - рассказывала Газиза апай лет 12 назад во время нашей первой с ней встречи, на которую подвигла меня сценарист «Перекрестка» Зауреш Ергалиева. - Он воевал, попал в плен, поэтому вернулся домой только в конце 1946 го года. Ему запрещалось жить в городе, но он никогда не жаловался на судьбу и спокойно трудился животноводом. 3 декабря 1948 года родилась я - средняя дочь, а потом - еще одна. Мама была робкой, тихой женщиной, мечтавшей, чтобы ее доченьки вырвались в свет и поступили в столичные вузы, а не прозябали в глуши. Учились мы с сестрами в интернате, в ауле то хорошей школы тогда не было. Я активно участвовала в самодеятельности. Где-то в классе шестом у меня появились две фотокарточки: республиканской консерватории и великой Розы Баглановой. С той поры я всем говорила, что тоже поеду в Алма-Ату учиться на певицу и стану, как Роза апай. Она всегда была для меня недосягаемым кумиром. Удивительно, но через много лет в спектакле «Баламут» мне посчастливилось исполнить знаменитую песню из ее репертуара «Ах, Самара городок...».

Этот нетленный хит удалось послушать и мне в год нашего знакомства, когда Газиза Абдинабиева в числе других именитых гостей по моему приглашению пришла на юбилей одной казахстанской газеты. Причем актриса во время мероприятия сама подошла ко мне и запросто предложила исполнить свою любимую песню. Конечно же, собравшиеся гости с восторгом встретили и ее блистательный номер. Поэтому Газизе апай пришлось петь еще и на бис...

Сейчас актриса редко поет на публике, говорит - голос уже не тот. А после окончания школы всерьез намеревалась поступить на вокальное отделение. Но в последний момент (узнав, что в консерватории учатся аж 7 лет!) испугалась и подала документы на театральный факультет.

- Голос-то у меня имелся, но ведь надо было еще и в тонкости сольфеджио вникать, и итальянский язык изучать, а я даже по-русски тогда очень плохо говорила, - с улыбкой рассказывала мне Газиза апай, показывая свои фотографии. - Вот и решила в акт рисы пойти. За ночь выучила басню, стихи и прозу. Худенькой, очень смугленькой (от южной жары и песков), в светлом платье и с огромным белым бантом на голове явилась на экзамен прослушивание. Члены приемной комиссии до слез хохотали, когда я три раза начинала читать отрывок из романа «Ботагоз», забывая текст. Песню тоже не допела - слишком высокую ноту взяла. Но с басней «Ворона и Лисица» вроде получилось. И на все заданные вопросы ответила как то бойко и необычно. Потом в коридоре методист успокоила меня: «Не переживай, тебя обязательно возьмут! Ведь ты такая непосредственная».

С улыбкой Джульетты Мазины

После родного аула столичная жизнь казалась девушке шумной и суетной. Газиза поселилась в общежитии, быстро освоилась, подружилась с сокурсницами. Была прилежна в учебе, много и с желанием репетировала, постигая азы актерской профессии. Вот тогда упорство и талант южанки заприметили педагоги. Мастера Рабига Каныбаева и Есмухан Оба ев многому ее научили, а девушка и сама с жадностью впитывала советы старших. Сначала робко, а постепенно все уверенней второкурсница Абдинабиева играла в массовых сценах тюзовских спектаклей рядом с прославленными звездами. Для начинающей артистки это была высшая награда, хотя за каждый выход тогда ей платили целый рубль, что для иногородней студентки было существенной прибавкой к стипендии. И уже через год девушке доверили заметные роли, зачислив в штат театра без диплома. Тогда это была единая казахско русская труппа. На одном из фото той поры я заметила знакомые лица, спросив - кто же рядом с сияющей от счастья Газизой?

- Это я со своими подружками и соседками по общежитию Лерой Крымской, Викой Васильевой и Таней Банченко, муж которой и снимал нас в 1971 году, - пояснила актриса. - Он говорил мне: «Газиза, ты улыбайся всегда! Улыбкой ты похожа на Джульетту Мазину».

И ведь он был прав! Такую обворожительную улыбку, какой обладает Абдинабиева, надо еще поискать. Любопытно, но и в юбилейном ролике, составленном из театральных фотографий, на каждом втором снимке актриса улыбается. Даже ее Гертруда в тюзовском «Гамлете» лукаво заигрывает с королем, артистом Мухтаром Бахтыгереевым. И Аркадина из чеховской «Чайки» на сцене Ауэзовского театра что-то говорит с легкой улыбкой. Это всего лишь фотографии - мгновения, где порой очень четко улавливается суть характера и самой исполнительницы.

- На одном из снимков середины 70-х годов молодые актеры ТЮЗа Газиза Абдинабиева и Досхан Жолжаксынов запечатлены серьезными в сцене из спектакля «Кайсар», но будто пылко влюбленные. «Не-ет! - рассмеялась акт риса, поясняя суть пьесы. - Здесь мы только соратники по революционной борьбе!» В театре когда-то они были замечательными партнерами. Быть может, поэтому в свой дебютный режиссерский фильм «Бiржан Сал» народный артист РК вспомнил о Газизе и предложил ей небольшую роль, а потом позвал - озвучить одну из героинь в картине «Кунанбай». В знак благодарности за совместную работу Досхан Калиевич пришел на юбилейный бенефис коллеги с огромной корзиной алых роз.

Актрисе грех жаловаться - в театре у нее было много интересных ролей. А вот с кино в начале карьеры не везло. Экранным дебютом Газизы стала роль молоденькой свахи в короткометражке Амангельды Тажбаева «Хлеб», снятой в 1977 году. Как же ослепительно хороша актриса в кадре из этого фильма! В личном архиве Абдинабиевой хранится еще один снимок - фотопроба к кинодраме того же Тажбаева «Долгий млечный путь». Но тогда на главную роль утвердили другую актрису.

- А режиссер все же обратился ко мне после съемок. Я не злопамятная, поэтому и откликнулась на его просьбу озвучить эту артистку на казахском языке, - пояснила Газиза апай щепетильную ситуацию. - И все же проб в молодости у меня было гораздо больше, чем самих ролей.

Правда, в конце 70-х годов актриса появилась еще и в телефильме «Посмотрите в глаза» в образе слепой девушки - тоненькой, нежной, одухотворенной. Был у нее и эпизод в мелодраме Виктора Пусурманова «Дыня». И всё! Другой работы в кино больше никто не предлагал. Лишь через 15 лет Абдинабиева триумфально возвратится на теле экран...

От тети Розы до первоклашки Айгули

Однажды на улице в Германии две девушки, увидев ее, заговорили о тете Розе из казахстанского сериала «Перекресток». Актриса улыбнулась бывшим соотечественницам, а они просияли от радости: «Мы вас так любим!»

Действительно, для миллионов наших зрителей Газиза Абдинабиева прежде всего ассоциируется с этой очаровательной героиней - простой и компанейской, никогда не унывающей женщиной. Первая отечественная мыльная опера середины 90-х годов имела невероятный успех, поэтому многократно показывалась на ТВ. И это ни много ни мало, а 465 серий! Они были отсняты в режиме нон стоп за пять лет. Все работали в напряженном графике, тут же выдавая новые истории в телеэфир: вся страна тогда прильнула к экранам телевизоров, следя за развитием событий в сериале.

- После успеха «Перекрестка» мне поступило приятное предложение участвовать по воскресеньям в образе моей героини в юмористической программе «Уже проснулись» на телеканале «Хабар», - делилась воспоминаниями актриса. - В течение года моя тетя Роза активно продолжала свою экранную жизнь. То я изображала Снегурочку, то была страстной испанкой. А однажды мы с партнерами превратились в исторических персонажей: Валера был вождем революции Лениным, Андрей - «железным» Феликсом (Дзержинским), а я в кожанке - Анкой пулеметчицей. Как же тогда мы хохотали!

Вслед за «Перекрестком», уже в первые годы нового тысячелетия, вышел новый проект - теледетектив «Саранча», где Абдинабиева создала совершенно иной образ: ее Магруза - дама слегка высокомерная, поэтому и просит окружающих звать ее не иначе как «королевой Марго». Еще одна бесспорная актерская удача этого периода - роль поселкового электромонтера в кинодраме Сатыбалды Нарымбетова «Молитва Лейлы».

- Моя героиня то и дело забиралась на столб чинить провода. Мне пришлось перебороть немалый страх, чтобы лихо чувствовать себя на высоте и с улыбкой перебрасываться шутками со своей напарницей, - признавалась мне Газиза апай.

С теплотой вспоминала она и работу на картине Хуата Ахметова «Человек ветер», хоть и снимался ряд эпизодов в зимнюю стужу. Чтобы как то приободрить группу, во время перерыва прямо на съемочной площадке в дуэте с Айгуль Иманбаевой актрисы устраивали небольшой концерт, исполняя под баян любимые песни.

- Как-то Газиза позвонила мне, пригласив на съемки телепрограммы «Волшебные буквы». Это был цикл телеуроков для детей по изучению казахского языка. Я была свидетелем того, как актриса очень серьезно и тщательно готовилась к работе: повторяла текст, подбирала костюм, гримировалась, репетировала с партнерами. В свои 60 (!) она играла первоклашку Айгулю. Никто не ожидал такого «выкрутаса» от заслуженной артистки: на телеэкране она появлялась в разноцветных бантиках и юбочках. А детвора на «ура» приняла ее героиню за «свою». И к «тете Розе» добавилось новое имя - Айгуля.

- Однажды после спектакля, уставшая, я ехала в автобусе, - начала рассказ о забавном случае Газиза апай. - Так сынишка водителя узнал меня, одетую в пальто и шапку: «Папа, папа, смотри! Это же Айгуля!» Прикрыв ладошкой рот, я сильно рассмеялась! В тот период и мои знакомые, и их дети называли меня Айгулей.

Актриса не боится выглядеть на экране смешной и нелепой, поэтому часто шла на эксперименты. О доброте и отзывчивости Абдинабиевой уже слагаются легенды. Не могла отказать она и просьбе Жантемира Баймухамедова в 2006 году съездить с ним и актером Даулетом Абдыгаппаровым в Лондон на премьеру фильма «Борат». На пресс конференции в национальном костюме своей героини (символ материнства) из спектакля «Карагоз» актриса, как и ее спутники, рассказала о достижениях нашей страны, о том, какие казахи на самом деле, а не в той нашумевшей низкопробной комедии.

Не раз соглашалась актриса сниматься и в короткометражках у дипломников, называя это благотворительной акцией. О гонорарах в тех случаях не было и речи: а что со студентов взять? Но в шутку наказывала молодым: «Станете знаменитыми, как Шакен Айманов, про меня не забудьте и в свое большое кино приглашайте!».

Неслыханный подарок судьбы

Лет семь Газиза Абдинабиева снималась практически без перерывов. Недавно состоялась премьера сериала «Детектив Аже» с ее участием. Сейчас она взяла тайм-аут - говорит, что подустала, поэтому от ряда предложений отказывалась. Но как только отдохнет, так с новыми силами возьмется за работу, если, разумеется, будут интересные проекты.

В последние годы таковых было немало у Газизы апай. К примеру, первый сезон комедийного ситкома о жизни молодой семьи и ее непростых взаимоотношениях с родителями «Домашние войны» снимал Алексей Кирющенко, режиссер нашумевшего сериала «Моя прекрасная няня». Популярность обрел и телефильм «25 й километр», который два сезона (а это 48 серий!) создавали казахстанцы Игорь Пискунов и Эля Гильман. Но вот о фильме «Кемпiр», премьера которого была приурочена к Наурызу 2014, все же стоит сказать особо.

- Тогда мы были на съемках «25 го километра», - приоткрыла буквально на днях мне тайну популярная актриса Жанна Куанышева.  - Во время обеда включаю звук мобильника и слышу звонок от Ермека Турсунова: «Ты сейчас где?» - «На площадке, отдыхаем, пьем чай с Газизой Абдинабиевой». Режиссер говорит: «Передай ей привет и скажи - я написал для нее сценарий. Даже деньги уже нашел для запуска этого кино. Так что пусть готовится к съемкам». Я пересказываю Газизе слова Ермека. И вдруг - такое бывает лишь у клоунов в цирке - из глаз актрисы струей брызнули слезы! Это были слезы от несказанного счастья: впервые специально под Абдинабиеву готовился большой кинопроект!

За встречу с одним из ярчайших режиссеров современного казахского кино актриса сердечно благодарила судьбу. Те съемки и для самого Турсунова были своего рода экспериментом: после нескольких серьезных фильмов он вдруг обратил свой взор к комедии. Уж больно хотелось режиссеру доставить радость казахстанскому зрителю. И осуществлению этой затеи помогла в первую очередь придуманная им же кемпiр  несравненная Газиза Абдинабиева.

Галина Леонова.

Фото автора

http://www.kp.kz/13629-polveka-masterstva