В Театре имени Мухтара Ауэзова поставили историческую драму «Алмас қылыш» («Заговоренный меч»)

В Театре имени Мухтара Ауэзова поставили историческую драму «Алмас қылыш» («Заговоренный меч») по одноименному роману Ильяса Есенберлина, входящему в его знаменитую трилогию «Кочевники». Постановка посвящается столетию автора и 550-летию Казахского ханства.

В спектакле показана середина XV века. В Восточном Дешт-и-Кипчаке неспокойно. В ханстве Абулхаира беспрерывно ведутся кровопролитные войны. Внутренние междоусобицы и беспощадное угнетение народа ведут государство к упадку. Но хан в стремлении сохранить собственную власть натравливает своих вассалов друг против друга. В эти трудные времена султаны Керей и Жанибек призывают казахские племена объединиться и создать отдельное государство, где люди будут жить в мире. Заручившись согласием правителя соседнего Могулистана хана Есен-Буги, они возглавляют народ, стремящийся к свободе, и откочевывают в западный Жетысу между реками Чу и Талас.
Зритель становится свидетелем дворцовых интриг, которые плетут Абулхаир и его визирь, вражды кровных родственников, как, например, между ха-
ном и его дочерью Гульбахрам, храбрости Жанибека, Керея и батыров, мудрости степного поэта и философа Асана Кайгы. Несмотря на то что спектакль брутальный, вы не увидите здесь массовых батальных сцен – их символизируют декорации в багровых тонах с направленными друг на друга копьями и соответствующее световое и звуковое оформление. А трон, на котором восседает Абулхаир хан, – это гора из человеческих черепов. Этой метафорой постановщики в лице режиссера Алмы Какишевой и художника Мурата Сапарова хотели показать, что власть хана опирается на чудовищную жестокость.
– Сложно было работать над сценографией, – рассказывает Алма Какишева, – я не хотела, чтобы на сцене стояли юрты, мне нужно было показать большое пространство, в котором жили наши предки, – Великую степь, и широту их души, красоту их языка, красноречие. Для них слово было честь, закон. В общем, через степь мы с Муратом Сапаровым хотели показать дух казахского народа, его вольнолюбие.
Перед постановщиками стояла трудная задача – сделать из исторического романа Есенберлина сценический вариант и уложиться при этом в два часа, что идет спектакль. За это взялся молодой драматург Аннас Багдат, который работал над текстом вместе с режиссером.
– Для нас были важны исторические образы, конфликты, – говорит Алма Какишева. – К сожалению, молодежь сейчас редко читает книги, а где она будет черпать информацию о том, как сложилась казахская государственность, казахская нация? Нужно, чтобы они знали, как нелегко было нашим предкам сохранить для будущих поколений огромную территорию, Великую степь – наше богатство.
– Будете ли вы ставить спектакли по второй и третьей частям трилогии «Кочевники»?
– Это большая работа, события в «Кочевниках» описываются вплоть до середины XIX века, до правления последнего хана всех трех жузов Кенесары. По этой книге можно проследить судьбу целой династии казахских ханов-чингизидов, конечно, можно сделать об этом спектакль. Но вообще, материал очень, скажем так, киношный. Вот турки сняли телесериал о Сулеймане Великолепном. Они гордятся своим историческим прошлым, могуществом Османской империи. Мы тоже могли бы снять такой сериал, у нас не менее богатая и интересная история. Если будет возможность, поставим спектакли по другим частям «Кочевников». Такие спектакли очень нужны для нас – для нашего театра и для зрителя. Я вижу, что на «Алмас қылыш» приходит много молодежи, даже детей, и они смотрят спектакль с интересом, познают историю, узнают имена исторических личностей, это радует.

Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА

“Вечерний Алматы”