Не могу сказать «прощай» В Театре драмы имени М. Ауэзова впервые увидела свет на казахском языке пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» …

В Театре драмы имени М. Ауэзова впервые увидела свет на казахском языке пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» в переводе режиссера Асхата Маемирова, осуществившего постановку спектакля. Несмотря на то, что написана пьеса более сорока лет назад, актуальность ее не теряется, а наоборот, возрастает.

Впервые пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» была поставлена на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола в 1972 году, а в 1979-м на киностудии имени Горького был снят одноименный фильм с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях.
Пьеса «С любимыми не расставайтесь» посвящена теме любви и верности, в ней говорится о том, что недоверие, подозрения, ревность и эгоизм губят многие семьи. Причем рассказывается не только о главных героях – молодых супругах Мите и Кате, но о судьбах еще шести семейных пар, представших в ходе бракоразводных процессов перед судом.
Работая над переводом текста и сценарием, Асхат Маемиров старался подогнать сюжет под современную казахстанскую действительность, ведь в пьесе Володина действие происходит в России в далекие времена развитого социализма. Дословно название пьесы на казахский Асхат Маемиров переводить не стал и назвал спектакль «Қоштасқым келмейді…» (буквально «Не хочу прощаться…»).
Если оригинал отличается лаконичным текстом, а в фильме все сдержанно, кроме финальной сцены, то спектакль получился более многословным и темпераментным. на сцене бушуют страсти, герои выясняют отношения, дерутся, каются, плачут, словом, не стесняются демонстрировать свои эмоции…
Что интересно, в постановке Асхата Маемирова показан тот тип людей искусства, которые оторваны от реальности и путают сцену с повседневной жизнью. Это те же самые володинские герои Козлова и Миронов, но они уже представлены в образах театральной актрисы и дирижера. Экзальтированная Козлова продолжает играть роль даже перед судом, а Миронов признается судье, что по-настоящему любит только музыку и что его жена (простая замученная бытом женщина) ему не пара, потому что не подходит ему по культурному уровню. В решении расстаться с супругой его не останавливает даже наличие двух общих детей. При этом дирижер мурлычет себе под нос «Вечернюю серенаду» Шуберта, которая сопровождает спектакль на всем его протяжении – эта божественная композиция в исполнении хора, словно увертюра к опере, предваряет действо. Хор вновь поет серенаду перед самым выходом Мироновых на сцену, отрывки из этого произведения звучат еще не раз, причем в разных аранжировках, и наконец, эта мелодия раздается в финале спектакля.
Интересна роль массовки – то она напоминает древнегреческий хор, то превращается в действующих лиц, то в танцоров, то в зрителей. Режиссер использовал в своей постановке метод так называемого условного театра.
Когда перед судом предстают разводящиеся пары, на экране, расположенном на заднике сцены, появляются фотоиллюстрации, которые красноречиво передают психологическое состояние героев и являются чем-то вроде фотоальбома. Спектакль проходит на Малой сцене театра, причем оформлен он в минималистическом стиле: в качестве декораций выступает одна-единственная деталь – обычная железная койка с панцирной сеткой, которая с грохотом разваливается на части, когда Митя (в первый премьерный день его с блеском сыграл Азамат Сатыбалды) в порыве гнева переворачивает ее. Еще один обязательный реквизит в спектакле – чемоданы: ведь люди при разводе, как правило, разъезжаются. В чемодан собирает свои вещи Катя, уходя от Мити, на чемоданах сидит массовка, изображая то ли публику в суде, то ли толпу на вокзале, то ли зрителей в театре.
– Почему мы выбрали Малую сцену? – объясняет нам режиссер. – Потому что в камерном зале есть сакральность, здесь не нужно никаких пафосных речей и можно рассказать правду жизни простыми словами. Нам очень хотелось обратить внимание общественности на такую проблему, как семейные разводы. Это действительно актуальная тема, потому что Казахстан входит в десятку стран по количеству разводов. По статистике, каждая четвертая семья разводится, и это очень печально: страдают взрослые, страдают дети. Нужно остановить этот процесс, ведь любая семья – это ячейка общества, это маленькое государство, которое требует защиты. Поэтому духовные семейные ценности надо оберегать, не доводить дело до развода, а стараться сохранить любовь и доверие к своему избраннику. Конечно, театр должен выполнять не только эстетическую функцию, но и социальную, воспитательную. Если мы хотим, чтобы театр стал общественной трибуной, то такими спектаклями мы можем достучаться до зрителя.

Индира САТБАЕВА

Фото Юрия ВЫБЛОВА

“Литер”