Постановку «Жан әке (Қазағым, қайда барасың?)» на большой сцене театра представил режиссер Асыл Кудайбергенов.
В основу спектакля легла пьеса французского автора Флориана Зеллера «Отец», ставшая широко известной благодаря одноименному оскароносному фильму 2020 года с Энтони Хопкинсом в главной роли.
Центральным действующим лицом спектакля выступает страдающий деменцией пожилой человек. Это старейшина рода, который живет в семье дочери. Его старость и болезнь сильно досаждают обитателям квартиры, и хотя Айжан искренне любит отца, он оказывается явно лишним для ее мужа. Ни одна сиделка не может поладить со стариком, и свобода взрослых детей, вынужденных постоянно присматривать за ним, оказывается резко ограниченной.
Повествование ведется от имени аксакала. Сюжет развивается сквозь мировосприятие старика. Здесь непонятно, где видения героя, а где реально происходящие события, и зрители сами должны сделать выбор. Такой драматургический прием позволяет остро ощутить всю сложность ситуации.
По жанру спектакль заявлен как драма. Однако в постановке Театра имени Ауэзова присутствуют и элементы трагикомедии, а порой можно уловить нечто, роднящее ее с произведениями абсурдистских авторов, таких как Сэмюэл Беккет или Эжен Ионеско. За неспособностью главного героя осмыслить действительность скрывается глубокая боль близких и ощущение патовости, безысходности положения.
В спектакле задействован небольшой актерский состав. Наряду с Болатом Абдильмановым, исполняющим роль старика, в спектакле играют актеры: Майра Абсадыкова, Жанат Тинбаев, Айша Ағымбай, Меруерт Умарбекова.
Сценографическое решение отличается простотой: действие происходит в некой среднестатистической квартире, герои спектакля – люди среднего класса. Художник-постановщик Куат Тустикбаев ограничился нехитрой мебелью на переднем плане, а на заднем – большим окном, из которого открывается вид на каменные джунгли большого города.
Спектакль «Жан әке (Қазағым, қайда барасың?)» – не первая постановка алматинских театров на тему ответственности детей перед своими пожилыми родителями. Ранее Казахский ТЮЗ имени Г. Мусрепова поставил спектакль «Дальше – тишина…» по сценарию Виньи Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Как в ТЮЗе, так и в Театре имени Ауэзова на премьерные спектакли пришло много молодых людей. В театрах подчеркивают: это очень важно.
Отечественных режиссеров стала волновать эта тема. потому что вопреки многовековой традиции стали нередкими случаи определения стариков в дома престарелых при живых и энергичных детях. Именно поэтому театр как зеркало общества решил обратить внимание зрителей на эту проблему…
Обычно спектакли, которым предшествовал мировой кинобестселлер, ставить непросто. У зрителей неосознанно формируется образ киногероя, и альтернативные варианты им осмыслить сложно. Однако, надо сказать, что исполнитель главной роли проделал большую работу и смог выстроить свой особенный образ, который получил живой отклик у зрителей.
Его герой – это трогательный, полный обаяния старик. О его возрасте свидетельствуют старческие ноты в голосе, семенящая походка и слабость в коленях, а о том, что он болен, говорят ничего не значащие слова, которые он вклинивает в свою речь.
Вместе с тем актеру удалось создать образ человека, который, несмотря на свой возраст и болезнь, способен на проблески иронии и даже самоиронии.
Такие дивертисменты, как танец старика с сиделкой, вносят радостные ноты в полное грусти повествование.
Когда герой в финале осознает, что заперт в темной больничной палате, а печаль и сочувствие зрителя достигает своего апогея, сюжет делает крутой поворот. К герою является добрый ангел в лице старой женщины, которая вызволяет его из страшного места, и они вместе возвращаются к истокам – в милую сердцу степь. И происходит ли это в действительности или только в воображении старика – опять предоставлено решить зрителю.
Ранее в интервьыю нашей газете директор театра заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек подчеркивал, что задача театра – представлять на своих сценических площадках спектакли в разных жанрах, казахскую и мировую классику, а также современную драматургию. Театр верен этому кредо, беря в работу как всемирно признанные произведения, так и современные пьесы, поднимающие актуальные для общества темы.
https://vecher.kz/vechnie-istini