Семейная история

Нечасто театр говорит о том, что происходит здесь и сейчас напрямую. Чаще это происходит через метафоры и призмы других эпох. Но Казахский национальный театр драмы имени Ауэзова решил начать 2023 год с более чем реалистичной постановки. Коллектив представил премьеру «Жан әке (Қазағым, қайда барасың?)» – историю об отце, которая не такая уж и милая.

Спектакль создан по мотивам произведения «Отец» современного французского писателя и драматурга Флориана Зеллера. В 2020 году Зеллер снял одноимённый фильм с Энтони Хопкинсом и Оливией Коуэлмен в главных ролях.

Ауэзовцы перенесли действие в Алматы, вино заменили кумысом, а европейские языки – казахским.

Те, кто как минимум смотрели фильм, знают, насколько тяжёлая тема поднята Зеллером. Деменция – один из диагнозов, о которых трудно, неудобно говорить. Её все боятся, но ещё больше боятся признать, если она началась у кого-то из близких. На этом как раз и завязан сюжет спектакля.

Пожилая пара вырастила двух дочерей. Несколько лет назад супруга ушла из жизни. Младшая дочь вышла замуж за иностранца, не спросив разрешения у отца, и теперь для него она всё равно, что умерла. Поэтому забота о больном отце ложится на старшую дочь. И как бы она ни любила старика, его выходки, скорее, раздражают. Да и мешают строить личную жизнь.

Весь спектакль – это несколько дней из жизни семьи. Но непонятно, что происходит на самом деле, а что – в воображении старика. Реальны ли люди, с которыми он говорит? Слышат ли все тот шум, который заставляет его заткнуть уши? Пропали часы – может быть, их украли? А молодёжь только отмахивается – перестаньте дурить, аксакал.

Это спектакль о том, насколько бесчувственно мы порой относимся к самым близким. И насколько крошечным становится человек перед лицом болезни.

Второстепенные персонажи в постановке выглядят плоско. Деловая дочь, которая ходит дома в тапочках на каблуках; зять, мечтающий поскорее сжить тестя со свету; медсестра, закрутившая с этим самым зятем роман.

Но всё искупает главный герой в исполнении заслуженного артиста РК Болата Абдилманова. Ради его игры и стоит смотреть спектакль. Его отец – смешной и трогательный, но одновременно страшный в своём гневе и жалкий в беспомощности. Он похож на большого искреннего ребёнка, особенно на фоне остальных.

Технически спектакль «Жан әке» сделан просто. Основное действие происходит в рамках одной квартиры, и лишь под конец декорации сменяются сначала на больничную койку, а потом – на степные просторы. Нет никаких новаторских решений, в переходах между сценами просто гасят свет.

Конечно, закончить подобный спектакль трагически – значит, разорвать зрителю сердце. Всё вроде бы заканчивается хорошо, хотя и понятно, что ненадолго. Но лучшее, что случается – возникает желание, выйдя из театра, сразу же позвонить родителям или бабушке с дедушкой.

https://orda.kz/semejnaya-istoriya/


Другие новости