БАҚ біз туралы

Театр драмы имени М.Ауэзова представил премьеру по пьесе Гарифоллы Есима

Казахский государственный академический театр им. Мухтара Ауэзова осознанно шел на риск: впервые на его подмостках поставлен спектакль по пьесе «Тансулу» известного ученого-исследователя, видного абаеведа, философа, писателя Гарифоллы Есима. В его глубоком и мудром творчестве, как отмечают литературные критики, все на грани, и найти в этом театр – задача сложная и интересная.
Спектакль получился стильным и с необычным сценографическим решением. Здесь на визуальный эффект работает все: необычные декорации, пластика артистов, музыка и свет. Особое место в рисунке новой постановки занимают костюмы артистов. Похвально, что создана без исключения всем действующим персонажам достойная театрального музея одежда. Причем с силуэтом, кроем, фасоном исторического платья. Это добавило спектаклю изысканности органичного погружения в то время, в котором жила главная героиня – красавица Тансулу. 
Художник-постановщик Кабыл Халиков использовал в спектакле экран, на котором в самый кульминационный момент появляются черно-белые кадры, рассекая сценическое пространство, то его «сжимая», то «расширяя». Кроме того, режиссер спектакля удачно выстроила мизансцены, и пульсирующая, не теряющая при этом мелодичности народная музыка доставляет зрителю истинное эстетическое удовольствие.

«Тансулу» – пьеса глубокая с сильным созидающим началом. Для современной казахстанской драматургии это редкое явление. Кстати, популярностью у широкой читательской аудитории пользуются публикации Гарифоллы Есима, посвященные истории казахской философии, теории и истории культуры. Особую научную ценность представляет изучение им наследия выдающихся деятелей, таких как Шакарим, Яссауи, Коркыт, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Асан Кайгы, Доспанбет.
Итак, несмотря на полную драматизма жизнь, Тансулу, которая слыла на всю округу первой красавицей и баловницей, остается мужественной и хранящей любовь к своему возлюбленному. Ее пронзительная, не растраченная нежность и щемящая тоска по Жойкыну и родному аулу не оставляют зрителя равнодушным.
Сопереживания по поводу несчастной судьбы Тансулу, живущей среди чужаков и испытывающей столько горя, объединяют зрителей. Эмоции захлестывают героев: нежность сменяется агрессией, любовь – ненавистью. Жесткое и бескомпромиссное повествование о жизни главной героини, не знающей полутонов, в спектакле принимает масштаб подлинной драмы.
Режиссеру Алме Какишевой удалось добиться слаженной игры всего актерского ансамбля. Впрочем, для нее такая гармония в порядке вещей – Какишева любит и умеет работать с артистами, разбирать их роли до тончайших деталей.
В новой постановке ряд молодых актеров получил возможность проявить свой потенциал в полной мере. Прежде всего это относится к Салтанат Бакаевой. Она сыграла роль главной героини. Можно спорить о том, насколько точно актриса сумела воплотить идеи автора пьесы и режиссера, но ее героиня зрителям безусловно запомнится.

Мустафина Мира

“Литер”