БАҚ біз туралы

Пьесу древнегреческого драматурга поставили на государственном языке в театре Ауэзова

Одним из главных событий завершающегося юбилейного сезона Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова стала премьера трагедии Еврипида «Медея» в постановке режиссера Алены Кабдешовой. 
Бессмертная трагедия Еврипида – одно из величайших творений античного искусства. Человеческое одиночество, ненависть, предательство и расплата за него – вот вечные вопросы, к которым обращено это произведение. 
Режиссер Алена Кабдешова стремится переосмыслить легенду о самой страстной и коварной героине греческих мифов – колдунье Медее и делает ее приближенной к нашей жизни, понятной современному зрителю. И, кстати, на премьерном показе в зрительном зале было много молодежи.
Театральные критики отметили, что в постановке Кабдешовой Медея – собирательный образ всех женщин, познавших и страсть, и любовь. Ее история – это история всех отверженных женщин и женщин, которые не останавливаются ни перед чем...   
Чародейка Медея – дочь колхидского царя, внучка Солнца, полюбившая Ясона, одного из аргонавтов, приехавших в Колхиду за золотым руном. Ради любимого человека она оставила семью, родину, помогла ему похитить у отца золотое руно, совершила преступление, приехала вместе с ним в Грецию. К своему ужасу Медея узнает, что Ясон хочет бросить ее и жениться на царевне, наследнице коринфского престола. Ей это особенно тяжело, потому что она «варварка», живет на чужбине, где нет ни родных, ни друзей. Медею возмущают доводы мужа, который пытается убедить ее, что в брак с царевной он вступает ради их маленьких сыновей, которые будут царевичами, наследниками царства. Оскорбленная в своем чувстве Медея понимает, что движущей силой поступков мужа является стремление к богатству, к власти. Его предательство толкает ее на совершение чудовищного преступления. Медея мстит Ясону…
Она губит и соперницу, посылая ей со своими детьми отравленный наряд. И решает убить и детей, ради будущего счастья которых, по словам Ясона, он вступает в новый брак.
«Медею» можно назвать моноспектаклем заслуженного деятеля РК Дарьи Жусип, исполнительницы главной роли. Несмотря на прекрасные работы ее партнеров – Кайрата Набиоллы (Ясон), Бауыржана Манжигитова (Креон) – положение «примы» здесь оспорить невозможно. Дарья убедительна в образе. В опустошенных, выгоревших дотла глазах Медеи – вся боль обманутой, преданной жены, спутницы, все унижение отвергнутой женской природы. И в то же время она – сама власть, и над мужем в том числе. Освободиться от этой власти Ясону нелегко. Если кто-то из двух сильных личностей, связанных любовными узами, слабеет и пытается покинуть поле любовного сражения, второй не позволяет этого сделать.
Художник-постановщик спектакля Ер­кин Адисбек. На сцене – предельный минимализм: на экране – море, берег и темнота. Ничто здесь не отвлекает от горестных диалогов героев. Эту версию «Медеи» отличает философская многозначительность. На первом плане – страдания женщины-воина, которая отважилась попрать общественные устои. Никто и ничто не сможет оправдать детоубийство, но в постановке режиссера Кабдешовой все-таки пытаются объяснить чудовищный поступок Медеи. Женщина берет на себя этот смертный грех не из-за ревности к мужу. Она не приемлет и не принимает мнимые ценности, ради которых он оставил ее. Ведь он предпочел ей богатство, статус и положение в обществе.

Мира МУСТАФИНА,

фото Константина КНЯЗЕВИЧА,

"Литер"

Алматы