БАҚ біз туралы

Новый взгляд на старый мир

На сцене Казахского театра драмы имени Мухтара Ауэзова впервые поставили трагедию Шекспира «Король Лир»

На сцене Казахского театра драмы имени Мухтара Ауэзова впервые поставили трагедию Шекспира «Король Лир» в переводе Абиша Кекилбаева. Сразу после премьеры труппа отправилась с этим спектаклем в Душанбе на фестиваль «Нигохи нав» («Новый взгляд») и привезла оттуда Гран-при.
Пятый международной фестиваль молодежных театров «Нигохи нав» проходил с 16 по 20 мая в Государственном молодежном театре имени Махмуджана Вахидова. В нем приняли участие семь коллективов: четыре таджикских, которые ранее были обладателями Гран-при фестиваля «Нигохи нав», одна театральная труппа из Кыргызстана и две – из Казахстана. Это Театр Ауэзова и ТЮЗ имени Н. Сац, который повез спектакль В. Красногорова «Палата №...» (режиссер Т. Костюченко).
Поставил трагедию Шекспира «Король Лир» на сцене Казахского театра драмы имени Ауэзова молодой талантливый режиссер Елик Нурсултан, лауреат премии Фонда Первого Президента РК. К слову, для него это уже вторая победа: в октябре прошлого года поставленная им в Театре Ауэзова метафизическая трагедия «Қас қағым» завоевала Гран-при Пятого международного фестиваля-конкурса «Арт-Ордо» в Бишкеке. 
Интересно режиссерское прочтение знаменитого произведения Шекспира: зритель, знакомый с текстом пьесы, не увидит на сцене графа Глостера с сыновьями, герцогов Корнуэльского, Альбанского, Бургундского, французского короля, шута, Освальда и других второстепенных персонажей. Елик Нурсултан сократил текст и количество действующих лиц, сведя его до минимума, и оставил лишь главных героев – короля Лира с его тремя дочерьми и верного ему графа Кента, поэтому, например, слова шута можно услышать из уст Корделии. 
– Я оставил только главную линию, хотел сосредоточить внимание на семье короля Лира, поэтому убрал всех второстепенных персонажей, – говорит режиссер-постановщик. – Думаю, это не помешало мне донести до зрителя основную идею, которую хотел выразить Шекспир. В этой пьесе все доведено до гротеска, абсурда. В ней ставятся многие вопросы: любовь, предательство, коварство, корыстолюбие, конфликт поколений – отцов и детей, разрушение того, что кажется сначала незыблемым, и начинание чего-то нового. Разрушение отношений внутри семьи, внутри государства и общества. Король Лир вырастил своих дочерей, отдал им свои владения, власть, а старшие дочери оказались эгоистками и ответили ему черной неблагодарностью. Это конец старых отношений и начало новых. Он отказался от власти, а должен был до конца служить народу, и поставил под угрозу существование своего государства. К тому же вся его семья погибла, не оставив после себя потомства. 
Не меньший интерес вызывает аскетичная сценография спектакля: в постановке Елика Нурсултана вечность шекспировской классики подчеркивается вневременностью действия. Круг на полу с циферблатом и белый круг на заднике сцены свидетельствуют о том, что во все эпохи люди остаются такими же, какими были сотни и тысячи лет назад, жизнь идет, а человечество не меняется. Люди точно так же любят и ненавидят друг друга, точно так же уничтожают друг друга. 
Классический костюм короля Лира и школьная форма его дочерей указывают на то, что подобные трагедии могут повторяться и в наши дни, и в будущем. 
Что интересно, на роли дочерей короля и графа режиссер подготовил два актерских состава, это Айзада Сатыбалдиева и Асель Сайлауова (Гонерилья), Жанаргуль Жаныаманова и Жанель Макажанова (Регана), Динара Усенова и Арай Омирова (Корделия), Жумагали Маханов и Ермек Бектасов (Кент). В то время как главную роль короля Лира он доверил только Дулыге Акмолде. 
– На роль короля Лира обычно выбирают возрастных актеров. Почему вы решили, что эту роль должен играть именно Дулыга Акмолда? – задали мы вопрос режиссеру.
– Король Лир, наверное, должен выглядеть на 70 или 90 лет, но его внутренний стержень, внутреннее состояние может передать такой актер, как Дулыга Акмолда, и хотя ему сейчас 45 лет, но он, как мудрый старец. Я думаю, дело даже не в возрасте. Дело в мировоззрении актера, его отношении к жизни. Я сразу понял, что именно он должен сыграть короля Лира, это его роль. У нас в театре хватает, конечно, прекрасных талантливых актеров, но я видел в этой роли только Дулыгу-ага. И он сделал все именно так, как я задумал. 
Как оказалось, с выбором исполнителя главной роли режиссер-постановщик не ошибся, подтверждением чего стало завоеванное в Душанбе Гран-при. Кстати, ранее Дулыга Акмолда сыграл главную роль в постановке литовского режиссера Йонаса Вайткуса «Заклятие Коркыта», осуществленной на сцене Театра Ауэзова и удостоенной год назад премии в номинации «Лучший спектакль» на XII международном театральном фестивале «Науруз» в Казани. 
Что касается Елика Нурсултана, то помимо «Короля Лира» он недавно был занят еще и постановкой на сцене Театра Ауэзова «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта, однако репетиции пришлось прекратить. Дело в том, что что общество по защите авторских прав в Германии запросило очень большую сумму, чтобы дать разрешение Театру Ауэзова на постановку этого спектакля. К тому же выдвинутые ими требования оказались непосильны для наших постановщиков.
– Должен быть живой оркестр, а у нас драматический театр, а не оперный, – поясняет причину отказа немецкой стороны Елик Нурсултан, – у нас нет своего оркестра. Жаль, а то мы столько занимались, столько песен написали, я взял партитуру «Трехгрошовой оперы» – выпросил из Литвы, мы уже оркестр пригласили, сделали запись, а работы пришлось свернуть. Гете-институт пытался нам помочь с авторскими правами, но, увы, не получилось.

Индира САТБАЕВА

Фото Юрия ВЫБЛОВА

"Вечерний Алматы"