История театра

Казахский Государственный академический театр драмы им. М. О. Ауэзова был основан в 1926году 13 января в Кзыл-Орде. Первой постановкой театра стала трагедия «Енлик-Кебек» М.Ауэзова и «Алтын сакина» К. Кеменгерулы. Становление и творческое развитие национального театра тесно связано с именами таких видных деятелей, как С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Е. Омирзаков, К. Бадыров, К. Жандарбеков, и многие другие «прирожденные таланты, титаны» актеры. В том числе и импровизатор И. Байзаков, известный певец А. Кашаубаев, борец К. Мунайтпасов. А также З. Атабаева, М. Шамова, А. Абдуллина, Ш. Байзакова, О. Кашаубаева, Ж. Шанина и Д. Онгарбаевы активно участвовали в жизни театра. Первые режиссеры театра С. Кожамкулов, Ж. Шанин, К. Куанышбаев.

Роль искусства в жизни общественности, которая постепенно адаптировалась к новой жизни, к изменениям в социальной структуре, очень велика.В 20 - 30е годы прошлого века казахский народ был в бедственном положении, и казахская интеллигенция понимала важность  роли образования и культуры, искусства для народа, поэтому многие деятели как: Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, Ж. Шанин, К. Сатбаев, О. Беков и др. активно принимали участие в открытии и развитии казахского театра. В их числе был тогдашний начальник Казахского Народного комиссариата просвещения С. Садуакасов, а также первый директор театра, который отличился творческо - хозяйственной организаторской работой Д. Адилов и др.

5 октября 1926 года, Ж. Шанин был театральным режиссером, художественным руководителем и играет очень большую роль в формировании театра. Первый профессиональный режиссер, драматург, критик, организатор Ж. Шанин в 1927 году вместе с группой артистов был в Этнографическом концерте в Москве, и вернулись с успехом.  Работал в этом театре равносильно десятилетним трудам до перехода в 1932 году в Кыргызский театр драмы главным режиссером.

В 1928 году театр перехал в новую столицу республики в Алмату, и в 1930-е годы к коллективу присоединилась новая творческая сила. Среди них К. Байсеитов, К. Бейисов, Ш. Жиенкулова, М. Ержанов, Ж. Елебеков, К. Кармысов, С. Телгараев, А. Хасенов, К. Адильшинов, Ж. Угизбаев, А. Жолымбетов, Р. Есимжанова, Р. Койшыбаева, Ш. Айманов, С. Майканова, Г. Сыздыкова и др.

Роль Мухтара Ауэзова, работавшего в 1932 – 1938 гг заведующим литературного отдeла, в становлении и развитии театра очень велика. В художественных пьесах и статьях великий художник слов внес вклад в определении направления национального театра. Он перевел шедевры мировой драматургии, работал во благо театра, чтобы обогатить репертуар.

В мае 1933 года режиссер М. Насонов снова поставил спектакль "Енлик - Кебек" М. Ауэзова, этот спектакль стал первой работой первого профессионального казахского сценографа К. Кожыкова. В 1932 - 1934 гг. художник плодотворно работал в театре и был направлен в Художественную студию при Большом театре в Ленинграде, ныне Мариинский театр, два года учился у известных художников В. М. Ходасевича, А. Г. Тышлера и у М. З. Левина. После возвращения был художником спектаклей "Абай", "Отелло", "Евгения Гранде", "Марабай", "Шаншарлар" и др., после перешел в сферу кино.

Национальная драматургия стала складываться и  развиваться. Пьесы М. Ауэзова,  К. Кеменгерова, Ж. Шанина, а также И. Жансугурова, С. Сейфуллина, Б. Майлина, Г. Мусрепова, С. Муканова, Ш. Хусаинова, А. Тажибаева, А.Абишева, и др. в первую очередь стали инсценироваться в этом театре. Из мировой драматургии поставлены пьесы Шекспира, Мольера, К. Гольдониа, А. Островского, Гоголя, М. Горького.

В 1933-34 годах музыкальная студия отделилась от театра, актеры с талантом к пению перевелись туда. Театр оперы и балета им Абая, Республиканская филармония им Жамбыла, "Казахконцерт" - это коллективы, созданные на основе музыкального театра, которые отделились из состава тетра им М. Ауэзова, на сегодня являются самыми большими и важными центрами искусства. 

В 1936 году участвовали в успешно прошедшем десятидневке казахской литературы и искусства в Москве. К. Куанышбаев исполнял роль в опере "Кыз - Жибек", в опере «Жалбыр» Е. Умирзаков, К. Бадыров, Ш.Аймановы блестяще сыграли роли, а некоторые актеры участвовали в массовых сценах.

В 1937 году театру был присвоен статус «Академический».

В 1930-1950 гг. на сцене театра  шли спектакли по лучшим образцам национальной и мировой драматургии. Над их созданием работали приглашенные режиссеры  –  М. Н. Соколов, М. Б. Насонов, И. Б. Боров, М. А. Соколовский, М. И. Гольдблат.

На сцене главного театра работали, второе поколение режиссуры казахского театра, выпускники ГИТИС  А. Токпанов и Н. Бейсеков, а также А. Исмайлов. В 1940 году режиссер А.Токпанов поставил спектакль «Абай» М. Ауэзова и это стало большим художественным успехом театра. В постановках, например "Хан Кене", "Ночные раскаты", "Наши джигиты" и т.д. использовались песни из сборника А. В. Затаевича "500 Казахских песен" для музыкального оформления, а на спектакль "Абай" композитор А. Жубанов специально написал музыку.

С началом великой отечественной войны несколько актеров театра ушли на фронт, актеры театра были в составе бригады выступающих артистов на линиях фронта. В театре шли спектакли воодушевляющие духом общественность и молодежь.  В это время,временно переехавшее  в Алматы театр "Моссовет", ЦОКС  (киностудия) хорошо повлияли на творчество театра.

В 40-х годах многие романтические образы исполняли Ж.Жалмухамедова, Х.Букеева, Ш.Жандарбекова, Б.Римова, и на этой сцене всесторонне проявились актерские, режиссерские таланты Ш.Айманова.

В 50-е годы театр пополнился талантливым поколением Н. Жантурином, который окончил Театральный институт в Ташкенте, И. Ногайбаевым, Т. Жайлыбаевым, М. Байзаковой получившие образование в институте Театрального искусства в Москве (ГИТИС), З. Шариповой, окончившей  Высшую школу Киноактеров в Алмате и другими артистами. В 1954 году среди прибывших из Москвы был гражданин Карас Каримов, который был заведующим труппы, всю жизнь работал во благо театра.

В 1946 году в честь 20 - летия театр награжден орденом «Трудового Красного знамени».

В 1952 году Государственная премия СССР за спектакль "Абай" (режиссер Ш.Айманов, художник В.В.Голубович и роли исполняющие К. Куанышбаев, К.Бадыров, Х.Букеева, С.Кожамкулов, Р.Койшыбаева, Е.Умирзакова).

В 50-е годы на сцене театра наряду с историческими спектаклями шли постановки описывающие мирное общество, творческий труд жизни современников, их действия на пути создания справедливого общества. В 1956 г. была поставлена пьеса С. Муканова "Чохан Валиханов", в 1957 "Енлик - Кебек" М. Ауэзова, "Майра" С. Муканова. В целом, есть немало достижений в этапе формирования и развития национальной драматургии. И в этот же период процветал комедийный жанр. К. Шангытбаев, К. Байсеитов играли в комедиях "Ох, уж эти девушки!", "Ох, уж эти джигиты!". К. Мухамеджанов стал широко известен своими ролями в спектаклях "Волчонок под шапкой", "Сваха приехала". В тот период ставились спектакли по пьесам Т. Ахтанова, А. Тарази, К. Искака, С. Жунисова, О. Бодыкова, Е. Домбаева, О. Бокей, Д. Исабекова и многих других.

В 1958 году театр участвовал в десятидневке казахской литературы и искусства в Москве, были показаны спектакли "Енлик - Кебек" (М. Ауэзов), "Чохан Валиханов" (С. Муканов), "Трагедия Акына" ("Акан сери - Актокты" Г. Мусрепова), "Жалгыз агаш орман емес" (А. Тажибаев) и "Укрощение строптивой" (Шекспир).

В 1961 году 10 августа по решению (постановлению) Совета Министров КазССР Казахскому Государственному академическому театру драмы дали имя великого художника слов М. Ауэзова.

В это время наряду со спектаклем "Укрощение строптивой" шли спектакли "Отелло", "Ричард III" Шекспира, "Женитьба" Гоголя, "Собака на сене" Лопе де Вега, "Маленькие трагедии" Пушкина, "Судьба женщины" М. Каоруа, "Дон Жуан или любовь к геометрии" М. Фриша, "Дом Бернарды Альбы" Г. Лорки, "Падчерица" Пиранделлы, "Кабала святош" М. Булгакова, "Дядя Ваня" Чехова и др. спектакли украшали, дополняли репертуар, расширили творческий горизонт театра. Роль Мольера в исполнении Жантурина в спектакле "Кабала святош" М. Булгакова, под режиссерством А. Мажурина (перевод А. Сулейменов), роль дяди Вани в исполнении А. Молдабекова в спектакле "Мой любимый дядя" Чехова ("Дядя Ваня" перевод А. Кекилбаев), под режиссёрством А. Мамбетова стали достижением, успехом казахской сцены.

В 1960-е годы, главный режиссер театра А. Мадиевский успешно работал с коллективом. В целом с начала 60-х годов начался период возрождения национальной режиссуры. И здесь роль театра им. М. Ауэзова велика. Потому что, созвездие режиссеров таких как, Б. Умаров, А. Мамбетов и первые выпускники режиссерского отдела театрального факультета консерватории им Курмангазы Ж. Омаров, Р. Сейтметов, К. Жетписбаев, А. Пашков, В. Пусырманов, а также Е. Обаев, М. Байсеркенов, Ш. Зулкаш, С. Асылхановы во главе с первым казахским профессиональным режиссером А. Токпановым практически все имеют отношение к театру.

Здесь следует особо отметить имя выдающегося театрального режиссера, деятеля искусств, Народного героя Азирбайжана Мамбетова. Свой творческий путь он начал еще в 60-е годы, около 40 лет был художественным руководителем театра, и его известные спектакли "Материнское поле" (Ш. Айтматов, сцен.версия Б. Львов - Анохин), "Кровь и пот"(А. Нурпеисова), "Карагоз", "КаракипчакКобланды", "Абай" М. Ауэзова, "Козы Корпеш - Баян сулу" (Г. Мусрепова), "Мой любимый дяд" ("Дядя Ваня", А. Чехов, перевод А. Кекилбаева), "Восхождение в Фудзияму" (Ч. Айтматов, К. Мухамеджанов), "Мы не ангелы" (К. Мухамеджанов), "Кориолан" (Шекспир, перевод Х. Ергалиева), "Царь Эдип" (Софокол, перевод Х. Ергалиева), и многие другие спектакли принесли новое содержание и новую форму режиссуре, подняли на новый уровень качество национального сценического искусства.

В 1966 году спектаклю "Материнское поле" (режиссер А. Мамбетов, Художник А. И. Ненашев, роли исполнители С. Майканова, Ф. Шарипова, Б. Римова);
В 1970 году,спектаклю «Ленин в 18 году» ( режисссер А.Мамбетов,, исполнители ролей М. Сүртібаев и С. Кожамкулов) была присуждена Государственная премия Казахской ССР.
В 1973 году в Иране в городе Шираз был показан спектакль "Материнское поле".
В 1974 году спектаклю «Кровь и пот» (автор А.Нурпеисов,  режиссер А.Мамбетов, художник А.С. Кривошеин и исполнители ролей А.Ашимов,Ф.Шарипова, И.Ногайбаев) была присуждена Государственная премия СССР.

В культурном пространстве сформировалось понятие «театр Мамбетова», «эпоха Мамбетова». В тот период театр Ауэзова был в фестивальных поездках в странах Франция, Иран, несколько раз побывал на гастролях в Москве. Народ, таких крупных городов, как Бишкек, Ташкент, Нукус, Уфа, Казань аплодировали с удовольствием, выразили восхищение театральному искусству. А в республике практически нет области и района, где театр М. Ауэзова не был на гастролях. Именно в этот период всестороннее блистали талантом  К.Кармысов, М.Суртибаев, С. Майканова, Б.Римова, Ш.Жандарбекова, А. Мусабекова, С. Телгараев, Н.Жантурин, И. Ногайбаев, Ф.Шарипова,  А.Молдабеков, Е. Жайсанбаев, Р. Ауезбаева, Г.Сулейменов, Ж.Медетбаев, А.Боранбаев, А.Кенжеев, К. Султанбаев, У.Султангазины; а также А.Ашимов, С. Оразбаев, Н.Мышбаева, Т. Тасыбекова, К. Тастанбеков, Р. Машурова, Т. Жаманкулов, Б.Жангалиева, Ш.Ахметова, М. Утекешева, артисты на сегодняшний день работающие в театре г. Астана Г. Аспетова, Т.Мейрамов, Ж. Мейрамова, Н.Ташимова, К.Тлеуова, Л. Абзелбаева и многие другие люди искусства стали популярными. 

В этот период на сцену вышло второе поколение профессиональных сценографов таких, как М. Ержанов, Д. Сулеев, С. Умекенов, М. Жолтаев, в начале 70-80-х годов вышло третье поколение, как Ф. Муканов, Е. Туяковы. 

Специальную музыку для спектакля  начали писать национальные композиторы. И при этом будет уместно назвать выдающихся композиторов Г. Жубанову и Н. Тлендиева, написавших много музыки спектаклям А. Мамбетова.

В 1976 году театр награжден орденом "дружбы народов".
В 1976 году спектакль «Жеребенок мой» (автор О. Бокей,  в главной роли К. Тастанбеков) награжден премией Ленинского комсомола, режиссер-постановщик К. Жетписбаев.
В 1981 году театр переехал в новое здание (пр.Абая, 103).
В 1984 году во Франции в городе Нанси показали спектакль «Козы Корпеш-Баян сулу».

Трагические периоды в истории страны после Декабря 1986 года, закрытые темы описывались, виднелись на сцене. Первые "ласточки" этого периода стали спектакли - драмы режиссера А. Мамбетова "Мы не ангелы" (К. Мухамеджанов), "И дольше века длится день" (Ч. Айтматов), "Гении и тени" (С. Жунисов).

В 1988 году театр стал призером на І международном фестивале театров Средней Азии и Казахстана "Наурыз" со спектаклем "Мы не ангелы", в г. Алматы. 

В 1991 году получил приз на IV международном фестивале театров Казахстана и Средней Азии в г. Ташкенте(«И дольше века длиться день», в роли Едиге - Т. Аралбай).

Режиссер и актер А. Ашимов поставил спектакль по роману "Акбилек" Ж. Аймауытова. Режиссер К. Жетписбаев инсценировал драму "Дос - Бедел Дос" (М. Ауэзов) с реальной исторической точки зрения. Эти постановки из различных художественных уровней вызвал резонанс в обществе. Стоит отметить, что режиссер К. Жетписбаев поставил много серьёзных спектаклей на этой сцене, многие творческие поиски были плодотворными. Как современник, коллега Р. Сейметов, Жетписбаев ставил сложные пьесы из мировой классики, которые открывают новые горизонты театру, его последняя такая работа - трагедия Шекспира "Юлий Цезарь", схожи с абсурдной формой власти Советского союза.

В 1988-1992 годах впервые на сцене главного театра были поставлены «Кориолан» (пер.Х. Ергалиев, реж.А.Мамбетов), «царь Эдип» Софокла (пер.Х. Ергалиев,реж. А.Мамбетов), «Медея» Еврипида (пер.К. Жумагалиев, реж.А.Пашков), трагедии, комедии «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера  (реж. Ф.Зольтер), "Одураченный муж" Мольера (пер. А. Сулейменов, реж.А. Рахимов).

Режиссер, который  хорошо чувствует дух времени, и общества А. Рахимов успешно инсценировал драму молодого драматурга Е. Аманшаева "Прерванная колыбельная". Зритель очень хорошо принял спектакль, который передал горести и печали Декабрьских событий к каждому сердцу, показывая социальное неравенство,  духовно суровое состояние общества,  духовной жизни молодежи.

В 1991 году спектаклю «Прерванная колыбельная» (автор Е.Аманша, роль исполнители М. Омар, А.Омар) была присуждена премия Ленинского комсомола.
В 1991 году в период становления независимости республики академический театр активно участвовал в изучении общественных перемен, собственной истории по - новому. Период становления независимости республики ознаменовался руководством  народного артиста РК, Лауреата Государственной премии Т.Жаманкулова,в период его руководства шли поиски в художественно - эстетическом направлении, этот период отмечен поиском новых форм сценического выражения. В лаборатории драматургии написаны пьесы на важные темы по специальному заказу. Атмосфера в театре сложилась духовно свободной, широко открылись дороги к творческим поискам и идеям. Постановщики-режиссеры –

Постановки А. Рахимова, способного красиво находить сочетание традиций и инноваций: драма - диалоги «Молитвенный коврик», «Седьмая палата», «Сокращение штата» (А. Сулейменов, триптих «Ситуации»), «Лихая година» (М. Ауэзов, сцен.версия Н. Оразалин), «Казахи после свадьбы», «Век без любви» (С. Балгабаев), «Месть» (А. Сулейменов;

Б. Атабаева, плодотворно работавшего в те годы в театре, принесшего новое веяние на казахскую сцену: «Печаль матери» (Б. Римова), «Чингис хан» (Иран – Гайып), «Слепые» (М. Метерлинк, перевод А. Тажибаева), «Мадонны Алжира» (А. Тасымбеков, К. Искак), «Ангел с дьявольским лицом» (Р. Муканова), «Чайка» (А. Чехов, перевод А. Токпанова);

К. Сугурбекова, рано ушедшего из жизни, обладателя большого таланта,чьи спектакли многомерны, то есть культурно – философические постановки: «В последний миг» (А. Бекбосынов), «Грех утренней звезды» (М. Жумабаев, сцен. версия А. Тарази), «Превращение» (Ф. Кафка, сцен. версия Е. Аманша), «Здравствуй, печаль!» (Д. Амантай), «Кукольный дом» (Г. Ибсен), «Поэма о любви» (Г. Мусрепов);

И постановки Т. аль – Тарази «Принцесса Турандот» (К. Гоцци, перевод М. Ахмет – торе), «Соленная пустыня» (М. Гапаров), и многие другие спектакли разного стиля повысили количество зрителей, и их культурное богатство. 

Стоит отметить, что были рассмотрены новые способы привлечь зрителей в театр, коллектив начал выходит на гастроли и международные фестивали. И в те годы начался традиционный фестиваль театра «Театральная весна».

В 1994 году актер С Оразбаев получил Государственную премию РК за художественные образы на сцене.

В1996 году писатель – драматург А. Сулейменов получил Государственную премию РК за триптих «Ситуации», режиссер А. Рахимов («Молитвенный коврик», «Седьмая палата», «Сокращение штата»).

Новый этап, начало Независимости 86-х годов театр обратил внимание на масштабные драмы писателей- драматургов А. Сулейменова, Б. Мукая, поднимающие общественно - социальные проблемы.   А также, пьесы Т. Нурмагамбетова, Д. Исабекова, Т. Абдикова, Н. Оразалина, С. Балгабаева, И. Оразбая, И. Сапарбая, И. Вовнянко, Шахимардена, С. Асылбекова были несколько раз поставлены на сцене.

Из современного звена  творческие успехи Е. Аманшаева, Р. Мукановой, Р. Отарбаева, Е.Жуасбека, Д. Амантая, и др. тесно переплетены с театром. Первые постановки драматургов работающих сегодня в театре М. Омаровой и А. Багдата были поставлены с успехом в театрах республики.

в XXI веке репертуар театра, круг творческих связей расширился. В период руководства опытного инсценировщика Есмухана Обаева стало приходить много зрителей, коллектив регулярно бывал на гастрольных поездках. Художественный руководитель поставил интересные постановки из классики:  комедию "Айман - Шолпан" М. Ауэзова и трагедию "Абай", "Ревизор" Н. Гоголя, а также  из современной драматургии "Одержимый ("Балуан Шолак" Д. Исабеков), "Цыганская серенада" совместно с Т. Аралбаем (И. Сапарбай), "Не теряя надежды" (Н. Келимбетов), "Великий и Вор" (Т. Абдиков) совместно с молодым режиссером Е. Нурсултаном.В этот период многие спектакли, например, из мировой классики - «Перед заходом солнца» (Г.Гауптман, перевод К. Искак, Реж. Р. С. Андриасян), "Гамлет" (Шекспир, перевод иХ. Ергалиева,реж. Ю. Ханинго - Бекназар), «Ромео и Джульетта» (Шекспир, перевод А.Кекилбаева, реж.О. Салимов), «Фархад-Ширин» (Н.Хикмет, реж.А.Ашимов), «Женитьба» (Н. Гоголь, перевод О. Кыйкымова, реж.В. Захаров), «Аршина-Мал-алан» (У. Гаджибеков, пер. К. Мухамеджанов, реж.Т. Аль-Тарази); исторические темы - «Светлая любовь» (С. Муканова, реж.А.Рахимов), «Красавица Камар» (С. Торайгыров, сценическая версияШахимардена), «Томирис» (Шахимарден), «Казахи» (К. Искак, Шахимарден, реж. Т. аль-Тарази); из современной драматургии - «Красавица и художник» (Т. Ахметжан, реж.Н.Жакыпбай), «Все же жив Ходжа Насреддин...» (Т.Нурмагамбетов), "Такова жизнь..."(М. Сарсеке, реж.О. Кенебай), «Смеяться или плакать?»(Е. Жуасбек, реж.М. Ахманов), «Лавина» (Т. Жуженоглы, пер.О. Кыйкымов, реж.А.Какишева), «Вечер в Империи» (С. Асылбеков, реж.А.Какишева), «Тоска и призрак» (С. Балгабаев, реж.А.Рахимов), «Шакарим» (автор и реж.А.Рахимов), и многие другие постановки удостоились высокой оценки зрителя.В период работы в качестве художественного руководителя и директора театра Е. Обаевплодотворно обновлял репертуар театра, повышал качество, и занимался организаторскими работами, на сегодняшний день он делится опытом с молодым поколением, он пример для всех.

В целом за годы независимости республики в театре Ауэзова сложилась традиция приглашать режиссеров с дальнего и ближнего зарубежья. Режиссерские решения, методы работы с актерами: Ж. Хаджиева, Х. Амир - Темир, Н. Жакыпбая, Ю. Коненкина, К. Касымова, Н. Жуманиязова, А. Оразбекова, М. Ахманова, а также выдающегося режиссера Туркмении К. Ашира, узбекского режиссера О. Салимова, русских режиссеров В. Захарова, драматург - режиссера Н. Птушкина и литовского режиссера Й. Вайткуса стали хорошим опытом для актеров.

Время всегда ставит свои требования. Для процветания работы возникла необходимость современного менеджмента. С 2013 года театр возглавлял драматург, известный театровед Еркин Жуасбек, и он начал работу в этом направлении. По приказу министерства Культуры в связи с распределением деятельностей директора и художественного руководителя в театрах республики, на деятельность художественного руководителя театра им. М. Ауэзова был назначен А. Ашимов. Роль выдающегося актера, режиссера, опытного инсценировщика Ашимовав определении творческого направления театра очень важна и не мала.

Театр взял в руки создание международных проектов. Первые опыты в этом направлении – спектакль "Отелло" известного российского драматурга, режиссера Н. Птушкина (Шекспир, пер. М. Ауэзова, сценическая версия А. Бопежанова) и спектакль "Заклятие Коркута"(Иран - Гайып)  выдающегося литовского режиссера Й.Вайткуса, спектакль который через образ Коркута по- новому осмыслил человечеству философические мысли. "Отелло" инсценированный в чистой традиционной форме, в формате итальянского ренессанса получил высокую оценку любителей театрального искусства, а "Заклятие Коркута", где свободно использованы современные технологические достижения, в 2015 году в международном фестивале в Казани получил высокую оценку со стороны международного Жюри. Театр и впредь продолжит такого рода опыты.

За последние три-четыре года репертуар театра пополнился и другими значительными постановками. Из национальной драматургии - «Тансулу» (Г. Есим, реж.А. Какишева), «И сниться жизнь..» (Ж. Ергалиев, реж. Е.Нурсултан), «Сто лет любви» ( «Магжан ли он иначе?!.», Д. Исабеков, реж. А.Какишева), «Луна и Айша» (Ш. Муртаза, сценическая версия Е. Жуасбека, реж. Т. Аль-Тарази), из мировой классики - «Три сестры»(А. Чехов, перевод .А.Бопежанова, реж. Р. Андриасян), «Стеклянный зверинец» (Т. Уильямс, перевод.А.Сулейменова, реж. А. Кабдешова), «Дон Сезар де Базан» (Ф. Дюмануар. и А. Д. Эннери, пер. и реж. А.Рахимов).

В апреле 2015 года, на руководство театра пришел Е. Билал, он начал свой творческий путь со сцены этого театра и поднялся до пика профессионализма. На этой сцене он создал незабываемые образы, начиная с роли великого Абая, до сложных национальных и мировых классических, современных ролей, снялся в нескольких художественных фильмах, телесериалах, был ведущим интересных программ на телеканалах, Известный деятель искусств, занимающийся воспитанием учеников в Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, с 2011 года работал заместителем директора в этом театре, а в последние годы набирался опыту, как художественный руководитель в театре им. Г. Мусрепова. Е. Билал, знает цель и задачу коллектива, даже знает нужду, потребности актеров, и он начал плодотворно осуществлять стратегические планы театра. Так, Казахский Государственный академический театр драмы им.М.Ауэзова в городе Тараз на стадионе, под открытым небом показал театрализованное представление «Қилыжол» Жабала Ергалиева, посвященное 550-летию Казахского ханства, с участием 500 человек, явившемся инновационным мегапроектом этого года.Эта постановка историко-патриотической тематики можно сказать, что не только  в истории сценического искусства страны, но и со стороны духовного опыта очень успешный мегапроект. А в долгосрочных планах театра, со своей стороны рассматривается вклад в национальную идею «Мәңгілік ел».

Начало формы

Конец формы

Осенью 2015 года спектакль «И сниться жинь..» (реж.Е.Нурсултан) выиграл Гран - При в международном фестивале "Арт - Ордо" в Кыргызской стране и спектакль "Султан Бейбарс" (реж. Ю. Ханинга - Бекназар) также выиграл Гран - при в международном фестивале имени Р. Отарбаева.  

Постановки последнего сезона - спектакль "Обвиняется в убийстве" (авт. И. Вовнянко) художественного руководителя театра А. Ашимова, спектакль "С любимыми не расставайтесь..."(авт. А. Володин) режиссера А. Маемирова зрители приняли с любовью. А спектакль "Заговоренный меч" (режиссер А. Какишева) по роману выдающегося художника слов И. Есенберлина (Сцен.версия А. Багдат) стал достойным подарком на 550-летие Казахского ханства и 100 - летие И. Есенберлина. Репертуар театра дополнится еще другими значимыми, созидательными произведениями.

Творческий потенциал театра на высоком, современном этапе. В группе профессиональных режиссёров есть широко известные режиссёры: А. Рахимов, А. Какишева и из талантливого молодого поколения Е. Нурсултан, Е. Нуртазин. А из старшего звена А. Ашимов, Е. Обаев, Т. Жаманкуловы ставят спектакли. В художественно - постановочном отделе в свое время работали высококвалифицированные, творческие специалисты Ф. Муканов, К. Акбаевы, а сегодня из спектаклей познается содержательное творчество Е. Туякова, Е. Адисбека, М. Сапарова. А ученики гримера Б. Щербакова, который всю свою жизнь посвятил театру, а также ученики Е. Куантканова, который держал на высоком уровне работу звуко отдела, сегодня так же продолжают традицию. Звуко - режиссеры, свето - режиссеры, костюмерный отдел, видео цех, а также многие другие сотрудники  цеха трудятся не жалея сил ради художественного, красивого спектакля,  во благо зрителя. А,самая важная личность, которая представляет художественный спектакль зрителю, это, конечно - актер.

Широкая публика обозревает гармоничное актерское выступление нескольких поколении главного театра страны.  На сегодняшний день, то есть в своем 90 сезоне, в театре работают: известный мастер искусства А. Ашимов, С. Оразбаев, Н.Мышбаева, Т.Тасыбекова, С.Кожакова, Б.Имашева наряду со страшим поколением успешно работает талантливая группа, во главе с Г.Байкошкаровой, К.Тастанбекова, Р.Машуровой, Т.Жаманкулова, О.Кенебай, Ш.Ахметовой,  М.Утекешовой, Ш.Мендияровой, Г.Абдинабиевой, Б.Жангалиевой, Р.Хаджиевой, Т.Аралбаевым, С.Мерекеулы, М.Нурасил, Б.Кожа, Г.Жакуп, А.Бектемир,  А.Сейтметов, Д.Темирсултановой, Б.Каптагай, Б.Адбильмановым, Б.Турыс,  Г. Кулжановым, Ж.Махановым, О.Кыйкымовым, Ж.Амировым, М.Омарбековой, У. Сейтимбет. Сегодня, среднее звено с высоким профессионализмом - Е. Билал, Д. Акмолда, А. Боранбай, Ж. Тoлганбай, Д. Жусип, Ш. Аскарова, Ш. Жанысбекова, Г. Тутова, К. Шаяхметова, Н. Бексултанова, А. Сурапбай, Н. Карабалина, Б. Айтжанов, З. Копжасарова, Б. Кажынабиева, А. Сатыбалдиева, А. Бокенбай,; последующие поколения Н. Жекенова, Е. Дайыров, Л. Калдыбекова, Г. Шингизова, РР. Сенкебаев, Д. Мусаев, Т. Сагынтаев, А. Шаяхметов, Ж. Байсалбеков, Б. Жакыпбекова, А. Умирова, Н. Абилов, С. Кулымбетова, Е. Турыс, Е. Бектасов, С. Бакаева, З. Карменова, А. Бакытжанова, Г. Оспанов, М. Мухтарулы, и многие другие носят основной груз репертуара театра. А в последнем сезоне актерский состав театра еще пополнился талантливой молодежью, они уже успешно начали играть главные роли в зависимости от возраста. Бесспорно, что актеры главного театра украшают крупные кино проекты, многие телесериалы и концертные проекты и углубляют их значимость. 

 

 

На сегодняшний день в театре работают:

 

Народный артист СССР – 1,

Народный артист Казахстана – 10,

Заслуженный артист Казахстана – 11,

Заслуженный деятель искусств КазССР

Заслуженный деятель Казахстана – 21

 

 

1         - лауреат Государственной премии СССР,

3         - лауреат Государственной премии РК,

3         - лауреат Государственной премии «Дарын», 

3         - лауреат премии Союза Молодежи РК,

11       - лауреат премии Союза Молодежи «Серпер»,

1         - лауреат Международной литературной премии "Алаш",

2         - Общенациональной независимой премии «Тарлан»;

3         - кавалер ордена «Отан»,

1         - кавалер ордена «Барыс»,

6         - кавалер ордена «Парасат»,

16       - кавалер ордена «Курмет»,

1         - кавалер ордена «Достык»

 

а так же,

6         - профессор,

9         - доцент,

1      - доктор PhD

1       - кандидат наук.

 

На сегодняшний день в репертуаре театра есть 51 постановок из национальной, зарубежной классики и современной драматургии. В общем, 70 процентов репертуара это пьесы современных актуальных тем.

Каждый месяц в стационаре (большой и малый зал)идут около 30 представлении. Коллектив театра выходит на малые тематические гастроли в области, районы.

Первый гастроль театра вне республики был в 1928 году в город Ташкент, где выступали около двадцати дней. А гастроли после получения академического статуса в 1937  году не сосчитать. Во время Великой Отечественной Войны актеры театра выступали вместе с другими артистами в числе специальной бригады. В Советское время побывали почти во всех областях и районах республики, а также во многих бывших советских республиках и в зарубежных поездках. Провели несколько раз успешные гастроли в Москве. Театр М. Ауэзова, чьи спектакли высоко оценивают не только зрители республики, но и ближнего зарубежья, многократно становился победителем республиканских фестивалей. Театр М. Ауэзова показывает высокое искусство во многих международных фестивалях.

В 1996г. – вернулись с призовым местом из международного фестиваля экспериментальных театров в Египте, со спектаклем «Последние дни Аблай хана».

В 1999 г. – участвовали в ІІ международном фестивале "Туганлык" тюркоязычных театров в Уфе (Башкортостан, Россия). 

В 2000г. – в международном фестивале "Жибекжолы" в Германии;

В 2007 г. - международном фестивале в Таджикистане;

В 2008г. – приняли участие в международном фестивале театров Казахстана и Средней Азии, со спектаклем "Красавица и художник" и выиграли Гран - при;

В 2009г. –  приняли участие в международном фестивале "Великий Шелковый путь" в Корее;

В 2010г. - в международном фестивале в городе Конья, Турция;

В 2011г. – участвовали в международном фестивале в Турции, и искусство театра было высоко оценено;

2012г  - приняли участие в 1 международном фестивале по драматургии Д. Исабекова, со спектаклем "Жаужурек" ("Балуан Шолак") и получили специальный приз.

2014г. –В международном фестивале  «Белая Вежа», прошедший в Беларуси в городе Брест, играли спектакль "Султан Бейбарс" на английском языке и заняли призовое место.

2015г. (19.04-02.05) – успешно выступили со спектаклем "Султан Бейбарс" в VIIIтеатральном фестивале Тюркских народов "Тысяча дыханий и один голос", прошедший в городе Конья, Турция.

2015г.(31.05.-4.06) – В Казани на международном фестивале тюркских народов «Науруз» выступили со спектаклем "Заклятие Коркута", получили высокую оценку.

 2015г. (19-23.10) - Гран - При за спектакль "И сниться жизнь..." в международном фестивале «Арт-Ордо», Кыргызстан.

2015г. (26-31.10)  - Гран - при за спектакль "Суотан Бейбарс" в международном театральном фестивале имени Р. Отарбаева. 

География гастрольной карты театра М. Ауэзова в период независимости, особенно с начало этого века очень масштабна. Коллектив при поддержке министерства Культуры Республики, а также по приглашениям были в городе и области Омск Российской Федерации, в Ташкенте, областях и столице республики в Астане. А также, в рамках программы президента культурное обслуживание малых городов, театр  на протяжении последних трех - четырех лет побывал на гастролях в 7-8 малых городов страны.  Один из таких поездок - специальная поездка в город Жанаозен в декабре 2013 года, где поставили несколько спектаклей, и широкая публика встретила коллектив с душой.

Начиная с 1995 года, театральный фестиваль новых постановок ежегодно проводится в честь праздника Наурыз и международного дня театра. Это единственный праздник искусства в республике в таком формате, и он ценен тем, что открывает новые имена, а новые идеи превращает в духовный оборот, в духовное богатство. В 2010 году фестиваль был посвящен видной актрисе С. Майкановой, в 2011 году посвящён 80 - летию со дня рождения И. Ногайбаева, а в 2012 году 90- летию известной актрисы Ш. Жандарбековой, в 2013 году 100-летию К. Кармысова, а в 2014 году фестиваль был посвящен 100-летнему юбилею актрисы С. Майкановой.  А в 2015 году фестиваль "Театральная весна" был праздником искусства определивший лучший спектакль года, лучшие творческие личности года. Проведенный в марте 2016 года двадцать первый фестиваль посвящен 100- летию живой легенде казахского искусства, Заслуженной артистке Казахстана ХабибеЕлебековой.

В каждом сезоне театр проводит несколько юбилеи и творческие вечера. Можно отметить, 100-летие выдающегося режиссера, актера Ш. Айманова, 80-летие выдающегося режиссера А. Мамбетова и вечера памяти многих усопших выдающихся личностей. Наряду с этим, сегодня творческие вечера, бенефисы уважаемых старших, выступающих, на сцене и актеров среднего поколения играют значимую роль в культурно - духовной жизни страны, в воспитании подрастающего поколения к доброжелательности.  

Сегодняшние работы разных отраслей это сегодняшняя жизнь театра, а завтра это уже станет историей. В театре М. Ауэзова с 1968 года работает музей. В музее сохранились особо ценные для истории страны экспонаты. Профессиональный специалист, руководитель музея театра Н. Асанжанова и сотрудники музея занимаются систематизацией истории театра, сортировкой документов, организацией специальных выставок на различных фестивалях, творческих вечерах, юбилеях и иных мероприятиях, при необходимости оказывает методически - творческие помощи другим театрам республики. Музей стал научно - информационной, научно - познавательной базой для студентов Национальной академии Искусств имени Т. Жургенова и представителей СМИ, ЭСМИ.  Осенью 2014 года, на открытии 89 сезона театра музей расширил сферу своей работы, и открылся специальный зал для зрителей. 

Уже несколько лет работает сайт театра. Недавно сайт театра  усовершенствовали соответствующе современному миру, увеличили контент. Это обеспечивает тесную связь зрителей с театром. Открытие клуба "Сырласу" при театре и фан-клуба театра также способ тесной связи театра с широкой публикой и хороший способ пропаганды государственной идеологии среди массы народы.

Деятели театра и на сцене и в общественной жизни почитают цели страны. Мастера сцены и видные деятели искусств вносят свои труды в области книгоиздания.  Продолжая традиции выдающихся театральных мастеров, начиная с  книг выдающегося режиссера Е. Обаева, книги видных актеров А. Ашимова, С. Оразбаева, Т. Жаманкулова, летописца театра Х. Елебековой, известной актрисы Т. Тасыбековой, режиссеров А. Рахимова, О. Кенебаева и книги критика А. Бопежановой читают с большим интересом в стране. В театре есть укоренившийся традиция издавать книги из собранных материалов про творчество выдающихся актеров театра. Так вышли в свет книги "Ф. Шарипова", "А. Молдабеков", "Е. Жайсанбаев" из серии "Знаменитые люди", а также, мемуары, сборники- памяти о "Р. Ауезбаевой", "Ж. Медетбаева", "А. Боранбаева" и художественные фотоальбомы Ш. Айманова, А. Мамбетова, И. Ногайбаева, А. Молдабекова, Е. Жайсанбаева, А. Ашимова, Н. Мышбаевой стали достоянием общества. Режиссеры, актеры театра постоянно высказывают свое мнение об актуальных проблемах общества и о жизни театра в республиканских и зарубежных СМИ и ЭСМИ.

Первый театр страны - Казахский Государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова, как уже упомянули выше, за свои 90 лет истории достиг больших успехов, стал символом национального искусства.  При открытии театра ветераны нации, мечтали что "будет не простым театром, а театр с обликом вытекающей из национальной специфики казахского народа", а сегодня эти высокие мечты осуществились.  Это результат работы усопших, и нескольких поколении, искренние и упорные усилия, работы деятелей искусств, продолжающих их традиции, и результат прагматичной политики проводимой государством.

27 марта 2016 года отметили на высшем уровне знаменательное событие – 90-летие  Театра.  Президент Н. Назарбаев отправил поздравительное письмо, где отметил, что "История этого театра, который носит имя Великого Мухтара Ауэзова, глубокая, богата традициями и занимает особенное место в развитии духовности нации". Такая оценка возлагает на театр большую ответственность.

Коллектив главного театра страны, театра имени М. Ауэзова - продолжит работать на пути высокого искусства, создания культуры в новой формации, формирования человека нового времени, соответствующий современным требованиям; свободно войдет в мировое культурно - духовное пространство, и будет работать во благо представления национального искусства всему миру.

 

Алия Бопежанова,

заведующий литературным отделом,

Заслуженный деятель РК,

лауреат международной премии "Алаш"