Светлый форс-мажор: оказавшись в нестандартной ситуации, актеры продемонстрировали высокое мастерство

Казахский национальный театр драмы имени Мухтара Ауэзова поставил спектакль «Любимый ангел мой» по пьесе «Пигмалион». Комедия Бернарда Шоу стала одним из двух спектаклей, которым коллектив завершает свой 96-й сезон.

Пьеса Бернарда Шоу, которой в этом году исполняется 110 лет, хорошо знакома и любима зрителями. Она часто ставится на театральных подмостках и, как правило, собирает полные залы. Но чтобы драматургия Бернарда Шоу раскрылась в полной мере, режиссеру нужно найти форму, которая наилучшим образом отразила бы английский юмор и стилистику британской театральной традиции. Одновременно материал предоставляет актерам возможность проявить свои лучшие профессиональные качества, отыскать приемы, которые позволили бы попасть в зерно характера.

Похоже, в спектакле режиссера Алимбека Оразбекова сошлись все эти условия. Буквально с первых сцен актерам удалось настроиться на волну легкости, элегантности и остроумия. В премьерном спектакле роль Элизы Дулитл исполнила Асель Сайлауова, мистера Хиггинса сыграл Алихан Лепесбаев, образ мистера Пикеринга воплотил Кайрат Набиолла.

Актеры легко двигались по сцене, соблюдая при этом степенность джентльменов, а также достоинство и грациозность леди. Что же касается Асель Сайлауовой, то ей удалось создать непосредственный и в то же время весьма непростой образ. Она сыграла простую девушку, в характере которой скрыт большой потенциал.

Нужно отметить, что роль Элизы – одна из самых сложных в пьесе. Часто актрисы выстраивают роль гротескно, коверкая слова, громко, до хрипоты, произнося свой текст – все это снижает впечатление от роли. Но в спектакле Театра имени Ауэзова роль полностью легла на актерский темперамент Асель Сайлауовой – подвижной, музыкальной, не боящейсяся экспериментировать с пластикой. Кроме того, актрисе удается иронично, как бы со стороны оценивать своего персонажа. Все это в совокупности создало запоминающийся характер героини.

Интересен был и образ отца Элизы – Альфреда Дулитла. Его сыграл заслуженный деятель РК Бекжан Турыс. Его герой, поначалу чем-то напоминавший алматинского дворника, раскрылся по ходу действия как настоящий англичанин с истинно британским мировоззрением.

В принципе весь состав действовал по Станиславскому, который неустанно повторял, что актер должен полюбить процесс. Вот и в спектакле Театра имени Ауэзова чувствовалось, что актерам нравится играть. Особенно это проявилось, когда внезапно погасли осветительные приборы, что-то случилось с электроснабжением. Это произошло в эпизоде, когда Элиза впервые предстает перед зрителями преображенной. Когда сцена погрузилась в темноту, с подмостков прозвучало: «Вот, Элиза, свет не выдержал твоей красоты…» И актеры продолжили играть…

Через минуту молодые зрители побежали к сцене и стали подсвечивать ее фонариками своих мобильных телефонов. Также очень оперативно актеры массовки в образе своих героев расставили фонари по сцене.

В тот момент, когда умолкла музыка, вспомнилась фраза Луиса Бунюэля, что актерская игра должна звучать, как музыка. И состав, участвующий в спектакле, подтвердил слова: играя, актеры сделали сумерки союзником, обыгрывая недостаток света своими действиями. Когда же дали электричество, Элиза с милой непосредственностью произнесла: «Ну вот и свет появился». И эта фраза прозвучала так, как будто была задумана постановщиком.

Таким образом, в течение всей форс-мажорной ситуации актеры не «сломали» четвертую стену, а зрители, помогая исполнителям, стали еще живее реагировать на происходящее на сцене.

В спектакле, который был наполнен юмором и уместными импровизациями, удалось отразить социальный подтекст, который Бернард Шоу заложил в свое произведение: все люди имеют право на равные возможности вне зависимости от происхождения. Героям удалось разрушить преграды между социальными слоями, подчеркнув равенство людей.

 

Созданию «английской атмосферы» способствовала и сценография спектакля. Художник-постановщик Ерлан Туяков воссоздал элементы старого доброго Лондона с его непременной достопримечательностью – Тауэрским мостом.

Спектакль стал ярким финальным аккордом сезона, творческому коллективу удалось подтвердить высокий профессиональный уровень старейшего театра страны.

Наряду со спектаклем «Любимый ангел мой» на закрытии сезона театр представил «Тернистый путь Мустафы». Это спектакль о Мустафе Шокае – общественном и политическом деятеле, идеологе борьбы за независимость единого Туркестана. Повествование о нелегкой судьбе героя ведется от имени его жены – Марии Яковлевны Гориной, которая посвятила свою жизнь Мустафе Шокаю.

В рамках премьеры «Тернистый путь Мустафы» в фойе Малого зала пройдет выставка «Әлем таныған тұлға». В экспозиции представлены редкие фотографии и личная печатная машинка общественного деятеля.

Статья опубликована в  №70, от 21.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Светлый форс-мажор".

https://vecher.kz/svetliy-fors-mazhor-okazavshis-v-nestandartnoy-situatsii-akteri-prodemonstrirovali-visokoe-masterstvo


Другие новости