Заслуженного деятеля РК, кавалера орденов «Құрмет» и «Парасат» Болата Абдильманова в нашей стране по праву называют главным исполнителем роли Абая в театре и кино.
12 ноября 1960 года в Алматы был открыт памятник Абаю скульптора Хакимжана Наурызбаева. В этот же день в Аксуском районе Талдыкорганской области родился мальчик, будущий актер Болат Абдильманов.
Впервые он сыграл роль Абая в 30-летнем возрасте в Театре Мусрепова, затем – в Театре Ауэзова в спектакле режиссера Азербайжана Мамбетова. В 2020 году Болат Абдильманов вместе с драматургом Мадиной Омаровой написали сценарий к спектаклю «Загадка Абая», который поставила режиссер Аридаш Оспанова, и сыграл в этой постановке главную роль. На театральном фестивале «Қарашаңырақ» за роль Абая Болат Абдильманов был удостоен премии в номинации «Лучшая мужская роль». Спустя год он снялся в шестисерийном телевизионном фильме об Абае, где сыграл главную роль.
В День Абая, который отмечается 10 августа, мы встретились с Болатом Абдильмановым и задали ему вопрос:
– Болат-ага, практически на протяжении всей вашей актерской деятельности вас сопровождал Абай. Как происходила трансформация вашего героя, ведь он взрослел и мужал вместе с вами?
– Я работал в Театре имени Габита Мусрепова, и режиссер Райымбек Сейтметов, народный артист Казахстана, поставил поэтическую драму «Қалың елiм, қазағым». В этом спектакле у нас было четыре исполнителя роли Абая, которые представляли его в разном возрасте. Я играл Абая, который достиг среднего возраста. Тогда я только стал нащупывать эту роль, честно говоря, считаю, что тогда недостаточно хорошо понял своего героя. Потом я стал работать в Ауэзовском театре, куда перешел после того, как прошел удачно пробы и был утвержден на роль Петруччо в комедии «Укрощение строптивой» Шекспира, которую ставил режиссер Азербайжан Мамбетов.
В 2001 году, когда Азербайжан Мамбетов работал уже в Астане, отмечали его 70-летие, и Президент страны Нурсултан Назарбаев спросил у юбиляра, какая у него мечта. Азербайжан Мамбетов сказал, что хочет поставить спектакль об Абае в Театре Ауэзова. На вопрос: зачем, он ответил стихами Абая:
Күшік асырап, ит еттім,
Ол балтырымды қанатты.
Біреуге мылтық үйреттім,
Ол мерген болды, мені атты.
Буквальный перевод: щенок, которого я вырастил, меня покусал, а стрелок, которого я научил стрелять, выстрелил в меня. В этом стихотворении глубокий смысл – нет ничего страшнее предательства и жестокости. Азербайжан Мамбетов задумал поставить философский спектакль.
Тогда директором Театра Ауэзова был народный артист Казахстана Есмухан Обаев. В постановке Азербайжана Мамбетова руководство театра изначально задумывало утвердить трех исполнителей роли Абая. Я был в первом составе, и еще два состава назначил директор, но Азербайжан Мамбетов сказал: «Нет, я ставлю этот спектакль только на Абдильманова». Тех двоих актеров перевели на другие роли. Тогда мне было сорок лет, а в театре были актеры старше и опытнее меня, более именитые, которые могли бы тоже сыграть Абая, но режиссер видел в этой роли только меня. Он сказал, что для того, чтобы играть Абая, одного таланта мало, все актеры талантливы. Актер должен по природе подходить к этой роли.
Я считаю, что у каждого актера должна быть своя визитная карточка – его лучшая роль. Можно сыграть хоть сто ролей, но не иметь свою визитную карточку. Например, если спросить у любого казахстанца, кто такой Асанали Ашимов, он ответит, что это актер, который сыграл Бекежана в «Кыз Жибек» и чекиста Чадьярова в фильме «Конец атамана». Или если спросить про Кумана Тастанбекова, ответят, что это Тулеген из «Кыз Жибек», хотя он сыграл много ролей. У меня тоже около ста сыгранных ролей, но меня везде, на любых встречах, мероприятиях люди узнают по моей роли Абая в театре и кино. Когда снимался в каком-то историческом фильме, режиссер говорил костюмерам: «Снимите с него этот чапан, принесите другой, а то он похож на Абая! Нет, нет, не этот! Он снова похож на Абая!» Мне очень приятно, когда зрители узнают во мне актера, сыгравшего роль Абая, значит, это моя визитная карточка. Сыграть этого великого человека – мечта любого казахского актера. В сорок лет я играл в спектакле Азербайжана Мамбетова, известный театральный критик Аширбек Сыгай сказал обо мне: «Это настоящий Абай, если будут снимать фильм, то Абдильманов сможет сыграть эту роль без грима».
В сорок лет я больше играл на эмоциях. А когда мы с Мадиной Омаровой написали сценарий к спектаклю «Загадка Абая», в 2020 году, я уже начал философствовать. Приведу пример: когда в спектакле Азербайжана Мамбетова сын Абиш говорит, что ему осталось мало жить, я начинал очень эмоционально реагировать на эти слова и плакать, кричать, что умирает мой сын, моя надежда, мой жеребеночек. А когда мы с Мадиной Омаровой стали писать сценарий к нашему спектаклю, то решил уже более философски сыграть эту сцену и сделать акцент на том, что трагедия заключается не только в том, что он потерял сына, а что сын – надежда отца. Абай верил, что Абиш превзойдет его самого в знаниях, мудрости, умении решать вопросы. А когда Абиш умирает, отец плачет, что не только он, а весь казахский народ потерял своего сына, человека, который многое мог бы сделать для людей. И он сам себя успокаивает:
Боямасыз ақ көңіл
Кірлетті кетті журекті,
Тағдырға тәбділ бола ма,
Сабырлық қылсаң керекті.
На все воля Аллаха, но самое тяжелое, что он потерял Абиша не только как отец сына, а как сына народа, который служил бы ему верой и правдой. В таком духе в 60 лет я начал уже философствовать.
Мухтар Ауэзов написал роман «Путь Абая» в советское время и показал, что герой выступает против некоторых обычаев и традиций казахов, против своего отца – политика Кунанбая его не устраивает. Показал, что Абай оказывает помощь ссыльным русским ученым, писателям или защищает вдову, которая только что потеряла мужа и снова вышла замуж, не дождавшись окончания траура. Мухтар Ауэзов великий писатель, но ему пришлось пожертвовать Кунанбаем, выставив его антагонистом Абая, феодалом, жестоким человеком. Если бы он так не сделал, ему бы не разрешили выпустить этот роман. Поэтому он просил прощения у духа Кунанбая. Если бы Мухтар Ауэзов жил в наше время, он бы совсем по-другому написал этот роман. Поэтому в моем сценарии показан институт отцов: если бы не Кунанбай, то откуда бы взялся Абай?
На самом деле Кунанбай был мудрым человеком и придерживался традиций своего народа.
В моем спектакле Абай задается вопросом: «Когда казахи потеряли свой дух, свою природу? Ведь наши предки не были такими». И тут же его осеняет: «Зависимость». То есть когда казахи попали в зависимость от другого государства, другого народа, они стали перенимать как лучшие, так и худшие их качества, потому что очень восприимчивы, как губка.
В этой постановке я стараюсь передать философию Абая. Некоторые гордятся тем, что знают наизусть более сотни произведений Абая, но знают ли они смысл каждого из них, могут ли донести до своего слушателя? Ведь Абай не просто поэт, он философ, мудрец. В своем спектакле я играю уже в шестидесятилетнем возрасте, за тридцать лет изучил все его произведения: стихи, песни, «Слова назидания», когда они были написаны, при каких обстоятельствах, по какому поводу, что несут в себе, какой смысл. В итоге появилась пьеса, где мы раскрываем, в чем заключается загадка Абая.
Статья опубликована в №93, от 13.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Болат Абдильманов: «Моя визитная карточка – это роль Абая»".
https://vecher.kz/bolat-abdilmanov-rol-abaya-moya-vizitnaya-kartochka