Герой поколений: за годы своей творческой карьеры Асанали Ашимов стал одним из символов отечественных театра и кино

В мае народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Асанали Ашимов отметил 85-летие.

В честь юбилея корифея искусства в Театре имени Мухтара Ауэзова режиссером Аубакиром Рахимовым был поставлен интерактивный спектакль «Өнері, өмірім», на котором сидящие в зале зрители, а также пользователи в социальных сетях смогли задать вопросы своему любимому актеру.

Общение со зрителями чередовалось с монологами Асанали Ашимова. Народный артист рассказывал о детстве, о своем пути в искусство.

По словам актера, ему рано пришлось повзрослеть. Его детство выпало на военные и первые послевоенные годы, а потому вместе со сверстниками и женщинами аула ему пришлось работать в поле, сеять и собирать урожай. Те годы стали для актера школой жизни, он возмужал и выработал стойкость к жизненным трудностям. Испытания военного детства дали опыт, который впоследствии помог ему играть волевых героев в кино и театре. На театральных подмостках одним из центральных образов, воплощенных Асанали Ашимовым, стал Еламан в спектакле, поставленном по роману-эпопее Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Это был образ волевого человека, открыто смотревшего в лицо трудностям, в суровых жизненных перипетиях не потерявшего своего «я». В кино такой ролью стал образ чекиста Касымхана Чадьярова в знаменитой трилогии «Конец атамана», «Транссибирский экспресс» и «Маньчжурский вариант».

К слову, только в 1972 году «Конец атамана» посмотрело 30 миллионов зрителей, что вывело картину в лидеры советского проката того времени.

По оценке киноведов, трилогия с Асанали Ашимовым ознаменовала новый этап в развитии казахского киноискусства. Чекист в исполнении Ашимова был не просто супергерой, а персонаж-интеллектуал, что в немалой степени обеспечило картине зрительский успех. Сам же актер говорит, что ему повезло с режиссерами, которые позволяли создавать яркие образы. В их числе и народные артисты СССР Шакен Айманов и Азербайжан Мамбетов.

– Они не были диктаторами, каждый из них позволял актеру высказывать свое мнение по поводу выстраивания образа, предлагать идеи. Они прислушивались к тому, что говорил актер.

Вместе с тем для нас, актеров, было законом то, что говорили нам режиссеры. И вот такое сочетание позволило создавать сложные, многозначные образы, – делился со зрителями Асанали Ашимов.

В ходе интерактивного спектакля монологи актера чередовались с фрагментами постановок, в которых на протяжении своей творческой карьеры сыграл народный артист СССР. Также на сцене молодыми актерами был воссоздан отрывок из спектакля «Кыз-Жибек» как напоминание о знаменитом фильме, в котором актер воплотил образ Бекежана.

– Казалось бы, Бекежан – отрицательный герой, но это многогранный образ, в котором смешалось плохое и хорошее – лиричность, мужественность, борьба за свою возлюбленную, – рассказал актер.

Возвращаясь к рассуждению о своей карьере, народный артист отметил, что вместе с режиссерами и партнерами создавать яркие образы ему помогали зрители. Асанали Ашимович напомнил, что раньше практиковались встречи театральных деятелей со зрителями, культпоходы в театр целыми предприятиями, а актеры в свою очередь часто бывали в трудовых коллективах. Во время таких встреч каждый, не стесняясь, мог высказать свое мнение по поводу того или иного спектакля или кинофильма. И это очень способствовало творческому развитию.

Сегодня, по признанию артиста, он испытывает радость от того, что может передавать свой опыт молодым коллегам.

– Сейчас век больших скоростей, уже нет времени на то, чтобы работать над спектаклями год или больше. Но даже в стремительном ритме нужно работать серьезно, вдумчиво, с полной отдачей, – заключил народный артист.

Наряду со спектаклем в честь юбилея Асанали Ашимова в городе прошла серия мероприятий. Так, в фойе Театра имени Ауэзова развернута выставка, посвященная народному артисту, в Музее Алматы открылась постоянная экспозиция, рассказывающая о ролях Асанали Ашимова в театре и кино, – к слову, основу постоянной выставки составили раритеты из личной коллекции актера.

– Асанали Ашимович – достояние нашего театрального и киноискусства. Его уникальность в том, что своей личностью он объединил корифеев сцены с нынешним поколением актеров и режиссеров. Сегодня, в должности художественного руководителя нашего театра, он дарит свой бесценный опыт младшим коллегам, таким образом обеспечивая преемственность поколений, – делился ранее с журналистами директор Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова, заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек.

https://vecher.kz/geroy-pokoleniy-za-godi-svoey-tvorcheskoy-kareri-asanali-ashimov-stal-odnim-iz-simvolov-otechestvennikh-teatra-i-kino


Өзге жаңалықтар