Герой поколений: за годы своей творческой карьеры Асанали Ашимов стал одним из символов отечественных театра и кино

В мае народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Асанали Ашимов отметил 85-летие.

В честь юбилея корифея искусства в Театре имени Мухтара Ауэзова режиссером Аубакиром Рахимовым был поставлен интерактивный спектакль «Өнері, өмірім», на котором сидящие в зале зрители, а также пользователи в социальных сетях смогли задать вопросы своему любимому актеру.

Общение со зрителями чередовалось с монологами Асанали Ашимова. Народный артист рассказывал о детстве, о своем пути в искусство.

По словам актера, ему рано пришлось повзрослеть. Его детство выпало на военные и первые послевоенные годы, а потому вместе со сверстниками и женщинами аула ему пришлось работать в поле, сеять и собирать урожай. Те годы стали для актера школой жизни, он возмужал и выработал стойкость к жизненным трудностям. Испытания военного детства дали опыт, который впоследствии помог ему играть волевых героев в кино и театре. На театральных подмостках одним из центральных образов, воплощенных Асанали Ашимовым, стал Еламан в спектакле, поставленном по роману-эпопее Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Это был образ волевого человека, открыто смотревшего в лицо трудностям, в суровых жизненных перипетиях не потерявшего своего «я». В кино такой ролью стал образ чекиста Касымхана Чадьярова в знаменитой трилогии «Конец атамана», «Транссибирский экспресс» и «Маньчжурский вариант».

К слову, только в 1972 году «Конец атамана» посмотрело 30 миллионов зрителей, что вывело картину в лидеры советского проката того времени.

По оценке киноведов, трилогия с Асанали Ашимовым ознаменовала новый этап в развитии казахского киноискусства. Чекист в исполнении Ашимова был не просто супергерой, а персонаж-интеллектуал, что в немалой степени обеспечило картине зрительский успех. Сам же актер говорит, что ему повезло с режиссерами, которые позволяли создавать яркие образы. В их числе и народные артисты СССР Шакен Айманов и Азербайжан Мамбетов.

– Они не были диктаторами, каждый из них позволял актеру высказывать свое мнение по поводу выстраивания образа, предлагать идеи. Они прислушивались к тому, что говорил актер.

Вместе с тем для нас, актеров, было законом то, что говорили нам режиссеры. И вот такое сочетание позволило создавать сложные, многозначные образы, – делился со зрителями Асанали Ашимов.

В ходе интерактивного спектакля монологи актера чередовались с фрагментами постановок, в которых на протяжении своей творческой карьеры сыграл народный артист СССР. Также на сцене молодыми актерами был воссоздан отрывок из спектакля «Кыз-Жибек» как напоминание о знаменитом фильме, в котором актер воплотил образ Бекежана.

– Казалось бы, Бекежан – отрицательный герой, но это многогранный образ, в котором смешалось плохое и хорошее – лиричность, мужественность, борьба за свою возлюбленную, – рассказал актер.

Возвращаясь к рассуждению о своей карьере, народный артист отметил, что вместе с режиссерами и партнерами создавать яркие образы ему помогали зрители. Асанали Ашимович напомнил, что раньше практиковались встречи театральных деятелей со зрителями, культпоходы в театр целыми предприятиями, а актеры в свою очередь часто бывали в трудовых коллективах. Во время таких встреч каждый, не стесняясь, мог высказать свое мнение по поводу того или иного спектакля или кинофильма. И это очень способствовало творческому развитию.

Сегодня, по признанию артиста, он испытывает радость от того, что может передавать свой опыт молодым коллегам.

– Сейчас век больших скоростей, уже нет времени на то, чтобы работать над спектаклями год или больше. Но даже в стремительном ритме нужно работать серьезно, вдумчиво, с полной отдачей, – заключил народный артист.

Наряду со спектаклем в честь юбилея Асанали Ашимова в городе прошла серия мероприятий. Так, в фойе Театра имени Ауэзова развернута выставка, посвященная народному артисту, в Музее Алматы открылась постоянная экспозиция, рассказывающая о ролях Асанали Ашимова в театре и кино, – к слову, основу постоянной выставки составили раритеты из личной коллекции актера.

– Асанали Ашимович – достояние нашего театрального и киноискусства. Его уникальность в том, что своей личностью он объединил корифеев сцены с нынешним поколением актеров и режиссеров. Сегодня, в должности художественного руководителя нашего театра, он дарит свой бесценный опыт младшим коллегам, таким образом обеспечивая преемственность поколений, – делился ранее с журналистами директор Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова, заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек.

https://vecher.kz/geroy-pokoleniy-za-godi-svoey-tvorcheskoy-kareri-asanali-ashimov-stal-odnim-iz-simvolov-otechestvennikh-teatra-i-kino


Өзге жаңалықтар

27 июня
Хабарландыру
Сахнада — «Менің Мұстафам»
Былтыр қазақ драматургтерін қолдап, театр репертуарын жаңа тақыптардағы тың туындылармен толықтыру мақсатында М.Әуезов атындағы Ұлттық драма театры ұйымдастырған «Монодрама» байқауында «Үздік тарихи монодрама» номинациясында белгілі ақын Қасымхан Бегмановтың «Менің Мұстафам», «Заманауи монодрама» бойынша Ақмоншақ Ахметтің «Бейтаныс таныстар», Серік Нұғыманның «Жан алқым», «Инсценировкалық монодрама» аталымында Дидар Амантайдың «Біреудің өмірі» атты туындысы жеңімпаз атанған еді.
24 июня
Хабарландыру
Министрмен кездесу!
Бүгін Мәдениет және спорт министрі Дәурен Әскербекұлы Абаев М.Әуезов атындағы Қазақ ұлттық драма театрының қызметкерлерімен кездесіп, Ұлттық театрда күрделі жөндеу жұмыстарын жүргізу жайында мәжіліс өткізді.
23 июня
Хабарландыру
Райымбек Сейтметовке ескерткіш тақта ашылды!
Бүгін Қазақстанның халық артисі, Мемлекеттік сыйлықтың лауреаты Райымбек Ноғайбайұлы Сейтметовтің 1975-2007 жылдар аралығында тұрған үйінде қойылған ескерткіш тақтаның ашылу рәсімі өтті.